Метеорит раскрывает тайны древнего Марса

21 ноября 2013, 14:47
Метеорит раскрыл тайны древнего Марса

Метеорит Черная Красавица (Black Beauty) проделал очень долгий путь, чтобы рассказать нам о своем родном доме — Марсе.

Этот метеорит, обнаруженный в северной Африке, содержит материалы с Красной планеты возрастом 4,4 миллиарда лет. Черная Красавица, как говорят ученые, может стать первым идентифицированным образцом коры древнего Марса, а ее возраст позволяет сделать вывод, что кора планеты сформировалась в первые 100 миллионов лет существования Марса.

Более того, обломок содержит в 10-30 раз больше воды, чем все найденные ранее марсианские метеориты, а это значит, что он был получен из изобилующей водой среды, как говорит профессор Университета Нью-Мексико Карл Эйджи. «Если бы я собрался начать поиски свидетельств о прошлой марсианской жизни, я бы, прежде всего, обратился к этому метеориту, так как это образец прямо с поверхности Марса», — говорит ученый.

Черная Красавица содержит кристаллы циркона (минерала, входящего в состав магматических горных пород), возраст которых составляет 4,4 миллиарда лет. Это всего лишь 100 миллионов лет после первого сгущения пыли в солнечной системе. «Так как требуется немало времени для формирования коры и ее последующей самообработки, приводящей к образованию циркона, то сам факт наличия у нас такого древнего циркона ошеломителен», — радуется профессор Университета Штата Флорида Мунир Хумаюн.

Читайте: Семь самых больших загадок Марса

На Землю падает много метеоритов, но марсианские метеориты попадались около ста раз за всю историю наблюдений.

Сильный метеоритный дождь, случившийся от 5 до 11 миллионов лет назад, мог выбить материалы из коры в космос в форме этого метеорита, как говорит Эйджи. Исследования показали, что все эти годы Черная Красавица путешествовала по Вселенной.

Следы элемента иридия, обнаруженные в этом метеорите, говорят о том, что Черная Красавица пришла из загадочного региона Марса под названием Южное Нагорье. Таким образом, метеорит стал первым известным обитателем Южного Нагорья, посетившим Землю.

Сейчас ученые исследуют метеорит на предмет наличия древних марсианских окаменелостей.

Читайте: Колонизаторов Марса пугают смертельной пылью

Когда циркон, найденный в метеорите, формировался 4,4 миллиарда лет назад, на Марсе была сильная вулканическая активность. Вулканические процессы могли освободить воду, углекислый газ и азот, тем самым создав «очень плотную атмосферу, а, может, и океан на поверхности планеты». Другими словами, мы говорим об «очень пригодных для жизни условиях», — подчеркнул Хумаюн. «Если на Марсе когда-то и была биосфера, то именно в то время», — добавил он.

Теперь с помощью Черной Красавицы ученые очень надеются найти свидетельства о возможной жизни на Марсе миллиарды лет назад.

21 ноября 2013, 14:47