The Kiev Times - ежемесячная аналитическая газета и новостной сайт

Амнистия на Востоке: шаг вперед, два назад

24 марта 2015, 21:47
116
Версия для печати Отправить

Законопроект об амнистии участников «событий» на территории Донецкой и Луганской областей, несмотря на упорное сопротивление «партии войны», все же направлен на рассмотрение. Неопределенное слово «события» в пояснительной записке (появившейся  вместе с проектом закона в открытом доступе только сегодня) используют сами авторы. А вот амнистия, как известно, предусмотрена пунктом пятым минских соглашений – сразу за определением перечня территорий с особым статусом. Таким образом, можно предположить, что процесс куда-то движется. Но только на первый взгляд.

Коротко о содержании законопроекта.

Датой, с которой предлагается начать отсчет «событий», является 28 февраля, когда был провозглашен ультиматум «Народного ополчения Донбасса». И все, кто в них участвовал до дня принятия закона, должны быть амнистированы. Точнее не все, а те, кто никого не убил и не покалечил. Согласно предлагаемой схеме, от уголовной ответственности освобождаются подозреваемые и обвиняемые, чьи действия попадают под 46 статей УК. В частности, под ставшие популярными статьи 109 «Действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти» и 110 «Посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины».

Кроме того, никаких претензий не должно быть к тем, кто «что-то такое делал». Но для этого следует написать заявление «соответствующему органу или должностному лицу». Подтвердить свое участие в «событиях», чего, совершенно логично, никто делать не будет. Тех, кто уже осужден по указанному перечню статей, предлагается освободить, закрыть уголовные дела, по которым никто не объявлен подозреваемым, а заодно освободить от админответственности всех, кто этого заслуживает.

Прокуратуре и судам предлагается уже на следующий день после принятия закона начать процессы закрытий и освобождений, а органам власти запрещено каким-либо образом ущемлять и преследовать «участников событий». Но все это с оговоркой: действие закона распространяется только на тех, кто «добровольно прекратил противоправные действия», сдал оружие, помещения и территории.

Таким образом, законопроект предполагает фантастически высокую толерантность украинской правоохранительной и судебной системы при абсолютной лояльности другой стороны. Хотя остается непонятным — как доказать, что человек никого не убил. Куда следует идти с повинной, кому конкретно сдавать оружие и боеприпасы; являются ли решения прокуратур и судов самодостостаточными для того, чтобы вчерашний «террорист» просто встал и пошел домой. Или просто собрался и поехал в гости к родственникам в Житомир.

Но самое главное, во что упирается законопроект вчерашних «регионалов», это территории с особым статусом. Здесь та же проблема, что и с местными выборами. Как заявил на днях в интервью немецкому изданию «JungeWelt» заместитель председателя парламента ДНР Денис Пушилин, «содержание последующих поправок к закону об особом статусе Донбасса делает весь закон невыполнимым».

«Он никогда не будет введен в действие. Украина сама никогда не будет приводить этот закон в исполнение», — считает Пушилин, добавляя при этом, что при плавном выполнении Минских соглашений состоялся бы «плавный переход на автономный режим, при котором территориальная целостность Украины не пострадала бы». Однако сторона непризнанных республик считает, что решения со стороны Украины договоренностям никак не соответствуют. Следовательно, ее территориальная целостность страдает, и будущее, по словам Пушилина, «под очень большим знаком вопроса».

Парадоксально, но спикер ДНР заявил о том, что их сторону вполне устраивали формулировки украинского закона о выборах, и теоретически она готова была бы его выполнить. Вероятно, решение о всеобщей амнистии тоже было бы воспринято положительно (равно, как и прекращение стрельбы). Однако, имея на руках маршрутный лист, фактически являющийся нормой международного права, Верховная Рада и президент упорно стремятся сделать все, чтобы его не выполнять.

В целом, если идти по пунктам минских соглашений, получается «так, но немножечко не так». Тяжелые вооружения отводятся, но стрельба в районе донецкого аэропорта и села Широкино продолжается. Перечень особых территорий определен, но так, чтобы с ним невозможно было согласиться. Но даже в таком виде он будет принят, как закон, только после проведения выборов. Выборы же могут состояться только после восстановления контроля над границей на востоке. Соответственно, амнистии в ближайшее время тоже не предвидится, равно, как и обмена «всех на всех».

Безусловно, все это не лучшим образом влияет на восстановление мира и, тем более, экономических связей (что тоже предписано свыше). «Партия войны» все еще пытается сделать вид, что имеет достаточно сил для ультимативного разговора. С другой стороны, задача «партии мира» — наработать весь массив необходимых документов в максимально пригодном для употребления виде. Так или иначе, но процесс будет завершен. Хотя лучше сделать это раньше, чем после крушения всего.

24 марта 2015, 21:47
116
Версия для печати Отправить
«   »
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Новости

23:4622:4121:3620:4119:3218:5616:2314:2913:1711:4310:4610:039:268:4323:1521:5220:4118:5616:2314:2912:4311:2310:039:268:43
Все новости »

Другие рубрики