«Северный поток-2» — троянский конь для ЕС
В августе ряд западных компаний отказался от участия в проекте «Газпрома» «Северный поток — 2», который ставил своей целью строительство двух дополнительных ниток подводного газопровода между Россией и Германией, пишет в газете Financial Times глава департамента европейской политики МИД Польши Конрад Шиманский.
Вместе с восемью другими членами ЕС Польша с самого начала выступала против проекта «Северный поток-2», который был заявлен «Газпромом» в 2015 году.
Экономические преимущества этого проекта всегда были спорными, продолжает Шиманский, особенно если учесть избыточные возможности уже существующих транзитных газопроводов из России в ЕС.
Читайте: Европу призывают поступиться собственными интересами ради давления на Россию
А если принять во внимание значительную зависимость Европы от российского газа и тот ущерб, который проект нанесет украинской экономике (в большой степени субсидируемой тем же ЕС), то стоящие за этим проектом политические мотивы становятся очевидными.
Этот проект, и раньше выглядевший весьма противоречивым, теперь, после отказа западных фирм участвовать в нем, выглядит и вовсе неким «троянским конем», способным дестабилизировать европейскую экономику и отравить политические отношения между членами ЕС.
К сожалению, продолжает Шиманский, европейские институты, главным приоритетом которых должно быть сохранение принципов и единства ЕС, не смогли занять жесткую позицию в отношении этого проекта.
Между тем, по мнению автора статьи, «ЕС не может продолжать оказывать финансовую поддержку Украине, поддерживать санкции в отношении России и призывать к стойкому энергетическому союзу, и при этом сотрудничать с «Газпромом» в работе над «Северным потоком-2».
Вот почему Польша и ряд других стран Центральной и Восточной Европы призывают Еврокомиссию выступить в качестве гаранта договоров ЕС и потребовать, чтобы «Северный поток-2» полностью соответствовал европейскому законодательству.
Читайте: Без «Северного потока-2» не обойтись?
Комиссия, по мнению польского политика, должна также гарантировать защиту наиболее уязвимых членов ЕС от внешней монополии, пытающейся оказывать на них политическое давление. В конце концов у Еврокомиссии есть полномочия если не заморозить проект, то ограничить его пагубное влияние на европейский газовый рынок и на энергетическую безопасность.
Продвижение экономических интересов одних стран за счет безопасности и стабильности других не позволит Евросоюзу выбраться из кризиса, в котором он оказался. Не поможет это и вдохнуть в разочарованных граждан новую веру в европейские институты. Для этого нужно отказаться от краткосрочных личных выгод в пользу всего ЕС.
«Северный поток-2» не должен стать примером безразличия ЕС, напротив, мы обязаны остановить его, чтобы доказать, что ЕС может действовать, когда необходимо защитить принципы, на которых он был построен, считает Конрад Шиманский.