The Kiev Times - ежемесячная аналитическая газета и новостной сайт

Турция и Греция: новый импульс в отношениях

11 марта 2016, 11:43
0
Версия для печати Отправить
Давутоглу, Ципрас

Отношения Турции и Греции получили новый импульс на фоне кризиса беженцев в Европе

Совместные усилия Афины и Анкары по решению этого кризиса на фоне двусторонних контактов открывают новые перспективы для разрешения исторических противоречий в зоне Эгейского моря и на Кипре.

Не секрет, что в течение многих лет между двумя странами имеют место разногласия по таким вопросам, как ширина территориальных вод, разграничение воздушного пространства, определение континентального шельфа в Эгейском море, а также кипрская проблема.

Из-за отсутствия диалога и односторонних действий Греции, напряженность не спадала, а изменения наметились лишь в начале 2000-ых годов по итогам переговоров глав МИД обеих стран по проблеме Эгейского моря и Кипра.

В октябре 2009 года Реджеп Тайип Эрдоган в бытность премьер-министра Турции, направил письмо коллеге Георгиосу Папандреу с предложением усилить совместную работу и развить двусторонние отношения.

При этом назначение Алексиса Ципраса на пост премьер-министра Греции в январе 2015 года сформировало основу для позитивных прогнозов. Спустя несколько месяцев после назначения Ципраса, усилился поток беженцев из Сирии через Турцию в Грецию, что сформировало новую повестку.

По итогам переговоров премьер-министров Турции и Греции, прошедших в Афинах 18 ноября 2015 года, оба лидера выступили за устранение предрассудков и сближения стран.

Примечательно, что после встречи с Давутоглу Ципрас сообщил о принятии решения по поощрению двух общин в поисках справедливого и долгосрочного решения на Кипре.

Противоречия по вопросу разграничения территориальных вод «может решить путем искреннего диалога», — отметил Ципрас.

На саммите «Турция-ЕС» — 29 ноября 2015 года греческий премьер подчеркнуло необходимость раздела с Турцией нагрузки по поддержке беженцев.

Второй визит в Турцию Ципрас совершил буквально накануне для участия в 4-ом заседании Совета сотрудничества высокого уровня «Турция-Греция» в Измире.

По итогам переговоров с Давутоглу Ципрас сказал, что обе страны сделали большой шаг вперед, указав при этом необходимость устранения идеологических разногласий.

Разногласия по вопросу территориальных вод и воздушного пространства

Одним из самых причин разногласий между Турцией и Грецией, которая по сути превратилась в хроническую проблему, является вопрос разграничения территориальных вод и воздушного пространства в Эгейском море.

В ответ на односторонние шаги Греции Турция предпочитает решить путем механизма двусторонних отношений.

Ширина территориальных вод в Эгейском море, по Лозаннскому договору от 1923 года, установлена в пределах трех морских миль, тогда, как Греция в 1936 году в одностороннем порядке расширила их до 6 миль. В 1964 году Турция предприняла аналогичный шаг, расширив ширину территориальных вод до 6 миль.

Далее Афины, ссылаясь на Конвенцию ООН от 1982 года, предполагавшую максимальный предел территориальных вод в 12 миль, подняла этот вопрос в национальном парламенте.

Парламент Греции 31 мая 1995 года принял решение увеличить область территориальных вод с 6 до 12 миль.

В ответ Турция 8 июня 1995 года объявила данное решение греческой стороны «Казусом Белли» (Casus belli) – поводом для начала войны.

Подчеркнув, что не поддерживает вышеуказанной Конвенцим ООН, и что Эгейское море является полузакрытым, Анкара заявила, что определение границ в Эгейском море должно основываться на принципе справедливости.

Воздушное пространство

Другая проблема – площадь воздушного пространства.

Международное право гласит, что площадь воздушного пространства страны определяется исходя из площади ее территориальных вод.

Ширина территориальных вод Греции составляет 6 миль, но вопреки этому эта страна утверждает, что ширина ее воздушного пространства составляет 10 миль.
В 1931 по указу президента страны Греция увеличила ширину воздушного пространства с 3 до 10 миль.

Если Греция расширит площадь территориальных вод в Эгейском море до 12 миль, тогда территории, которых Турция считает своими, перейдут под контроль Греции. Таким образом, Турция не сможет предъявить претензии по отношению к тем территориям. Турция не сможет выполнять военные полеты и учения над Эгейским морем, а также перенесет убытки в секторе рыболовства.

Определение континентального шельфа

Континентальный шельф — выровненная область подводной окраины материка, на котором находится страна, примыкающая к суше и характеризующаяся общим с ней геологическим строением.

Страна-владелец шельфа имеет право на исследование и разработку природных ресурсов в территории шельфа.

Греция односторонне определила территорию своего континентального шельфа и считает всю территорию шельфа Эгейского моря своей морской территорией. Согласно тезисам Афины, внутренняя часть внешних границ греческих островов, расположенных у берегов Турции, считается «водами архипелага». В таком случае Турция лишается территориальных вод на западе греческих островов у турецкой береговой линии. А Турция твердит, что границ следует определить исходя из справедливости.

Согласно тезису Турции, границы шельфовой части двух стран должны быть определено на основании природных мысов. Разногласия в этом вопросе создают преграду в геологоразведочных работах в Эгейском море.

Кипрская проблема

С отклонением плана Аннана греческой стороной в 2012 году кипрские переговоры вновь сорвались.

Процесс переговоров ускорился после прихода на власть Мустафы Акынджы в апреле 2015 года. В рамках ускоренных переговоров, начатых в мае 2015 года Акынджы и лидер гречкой части острова Анастасиадис провели несколько встреч и объявили, что 2016 год будет годом решения проблемы.

В случае достижения соглашения сторон за столом переговоров, в Кипре состоится референдум. Лидеры хотят провести референдум до выборов в греческой части острова, которые назначены на май 2016 года. Если это будет невозможным, референдум будет перенесен на осень сего года.

Если кипрская проблема будет решена, для Турции откроется новый этап в переговорах по вступлению в Евросоюз. Потому что, греческое руководство в одностороннем порядке с условием «нормализации отношений» блокирует свободное передвижение работников (II глава), энергетикой сектор (XV глава), судебное дело и основные права (XXIII глава), справедливость, свободу и безопасность (XXIV глава), образование и культуру (XXVI глава), внешнюю политику и политику обороны (XXXI глава) дополнительного протокола, пописанного между Ес и Турцией в 2005 году.

Кроме того, свободная торговля (I глава), право на открытие своего дела и свобода предоставления услуг (III глава), финансовые услуги (IX глава), земледелие и развитие сельского хозяйства (XI глава), рыболовство (XIII глава), политика перевозок (XIV глава), таможенный союз (XXIX глава), и внешние связи (XXX глава) тоже являются замороженными главами дополнительного протокола.

В 2005 году ЕС и Турция и подписали дополнительный протокол с целью расширения области действия Европейского таможенного союза.

В протоколе греческий Кипр назывался как «Республика Кипр», в связи с чем, Турция распространила декларацию, где отметил, что подписание дополнительного протокола не означает признание независимости греческого Кипра.

В свою очередь, в декабре 2006 года ЕС заморозил выполнение восьми глав дополнительного протокола, которые напрямую касаются ЕТС.

Иными словами, в данный момент выполнение 14 глав дополнительного протокола заморожено по причине позиции греческой части острова Кипр.

11 марта 2016, 11:43
0
Версия для печати Отправить
«   »
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Новости

21:4620:4119:5318:5618:2317:2616:2315:2814:2913:4213:0113:0112:3411:4310:469:599:268:430:1623:4622:4722:1921:4621:0120:41
Все новости »

Другие рубрики