The Kiev Times - ежемесячная аналитическая газета и новостной сайт

Apple поглотил мир

24 октября 2015, 15:28
0
Версия для печати Отправить
Apple

Компания высасывает 90% прибыли в отрасли, но конкуренты все еще на что-то надеются 

У Sony Xperia М4 Aqua восхитительный звук. Закругленные края обеспечивают аппарату престижный внешний вид. Смартфон водонепроницаем. У него 13-мегапиксельная камера с превосходным авторежимом Superior Auto — по словам компании, это означает, что телефон «распознает 52 различных сценария и автоматически устанавливает оптимальные параметры, так что вам не придется возиться с настройками». Пришел конец эпохе, когда людям приходилось распознавать сценарии самостоятельно.

Впрочем, как и в случае со многими другими смартфонами, мало кто когда-нибудь увидит Xperia М4 Aqua, не говоря уже о том, чтобы купить. Даже после того, как компания потратила миллиарды долларов и полностью изменила стратегию позиционирования на рынке мобильных устройств, Sony не удается удержаться в топ-10 по продажам смартфонов. Это обычная история для десятков ведущих производителей, которые пытаются сопротивляться одному из самых конкурентоспособных предприятий на планете. Роджер Кей, глава отдела консультаций Endpoint Technologies, говорит: «Если вы не Apple или Samsung, вы не можете делать деньги на телефонах». Так зачем даже пытаться?

Apple поглотил мир, фото - Общество. «The Kiev Times»

Как показывают данные, собранные Bloomberg, на долю Apple и Samsung приходится более 30% мировых продаж смартфонов. Что еще важнее, Apple, словно пылесос, всасывает более 90% прибыли в отрасли, а Samsung забирает большую часть остального. Это оставляет лишь крохи для нескольких других крупных производителей и множества мелких выскочек.

После долгих лет неуклюжих попыток Hewlett-Packard, Nokia и другие некогда могущественные компании решили сдаться. Microsoft, которая в прошлом году купила мобильное подразделение Nokia за 9,5 млрд долларов, в июле списала 7,5 млрд его активов. Для упрямых брендов, таких как LG, Sony, HTC и Lenovo будущее выглядит все более мрачным. Они, как Сизиф, толкают свой камень в гору — только с каждым днем он становится немного больше.

Полное доминирование Apple в отрасли связано с ее бизнес-моделью и уникальным брендом. Обжегшись в 2013 году на чуть менее престижном iPhone 5C, компания с удвоенной энергией вернулась к прежней стратегии — ежегодном выпуске культовой флагманской модели по высокой цене, отвернувшись от дешевых телефонов для массового рынка. Теперь, когда iPhone приносит ей основную прибыль, крупнейшая в мире компания смогла инвестировать в разработку собственных быстрых и энергоэффективных чипов, прочных и легких материалов, а также продолжила совершенствовать свое программное обеспечение.

Samsung подражает Apple во многих отношениях, но с меньшим успехом. Компания тоже производит собственные чипы и ПО и часто предлагает уникальные особенности, в том числе изогнутый экран и более быстрый заряд. Samsung, которая помимо флагманов продает телефоны по средней и низкой цене, поставляет около 72 млн аппаратов в квартал, по сравнению с 48 млн у Apple, сообщает консалтинговая компания Gartner. Но значительную долю от этого числа составляют массовые, низкорентабельные модели, а прибыль Samsung снижается семь кварталов подряд, поскольку слабые продажи флагманской модели Galaxy S6 сдерживают развитие компании. Кей объясняет:

«На самом деле Samsung не делает деньги на смартфонах. Хорошая новость для компании в том, что она достаточно велика и достаточно диверсифицирована, чтобы делать ошибки и все же оставаться в числе игроков».

Другим крупным компаниям, в том числе китайской Lenovo, приходится нелегко — их мобильный бизнес требует серьезной рационализации. В прошлом году Lenovo выкупила Motorola у Google за 2,9 млрд долларов в надежде увеличить свои доходы путем расширения на новом рынке. Компании не повезло: в последнем квартале мобильное подразделение Lenovo принесло убыток в размере 292 млн долларов, что почти уничтожило прибыль от продаж ПК. В Lenovo говорят, что это можно исправить, сократив поставки смартфонов и переключившись на «более быструю и компактную бизнес-модель».

Кирт Макмастер, генеральный директор и соучредитель Cyanogen, компании, которая создает доработанные версии Android, считает, что для большинства производителей смартфонов есть мало оснований для оптимизма. По его словам, если на рынке уже сейчас идет такая жесткая борьба, очень скоро она станет намного грубее: «Телефоны коммерциализировались. Они перестали быть только технологическими устройствами, превратившись в высоколиквидные потребительские товары. Теперь это как Coca-Cola и Pepsi. Между компаниями разгорается настоящая война».

В 2011-м HTC была производителем смартфонов №1 в мире. Основанная в 1997 году тайваньская компания одной из первых сумела сделать себе имя на этом рынке. После недолгих экспериментов с Windows Mobile, которая в ту пору казалась перспективной операционной системой, HTC выпустила первое устройство под ОС Android от Google. Президент HTC Americas Джейсон Маккензи говорит:

«Мы запустили эти жернова. Мы делали КПК еще до того, как они завоевали всеобщую популярность под именем смартфонов».

Увы, всего пара ударов со стороны Apple и Samsung уничтожили продажи компании.

HTC пыталась отвоевать долю рынка престижных смартфонов, комплектуя свои аппараты лучшими камерами и динамиками, но и этого было недостаточно, чтобы вернуть потребителей. Компания больше не входит в число пяти крупнейших производителей смартфонов, а в июне отчиталась о квартальном убытке в 257 млн долларов. Сейчас она переходит на производство все более дешевых устройств, надеясь отвоевать долю рынка с низкой маржей, но большим объемом. Маккензи считает, что вкус людей к смартфонам просто меняется с течением времени, и что HTC по-прежнему готова извлечь выгоду на следующем витке. Он говорит:

«Потребители имеют гораздо более глубокие отношения со своими смартфонами, чем некогда с ПК. Они всегда ищут что-то новое».

HTC также выходит за рамки производства одних только смартфонов, формируя партнерства с такими компаниями, как Under Armour — производитель помогает спортивному бренду встроить мобильные технологии в свои продукты. Маккензи говорит:

«Очень легко впасть в депрессию по поводу того, что Apple съедает всю прибыль. А можно с оптимизмом смотреть на новый мир, в котором все взаимосвязано».

Широкий охват вкупе с низкими ценами еще не гарантируют прибыли. Бизнес таких компаний, как Samsung, Lenovo и HTC, страдает даже на быстрорастущих рынках, потому что их демпингуют голодные местные компании. Xiaomi одной левой делает всех троих в Китае, да и в Индии этим большим ребятам было трудно решиться опуститься до уровня цен местной Micromax.

Макмастер из Cyanogen говорит, что на перспективных рынках, таких как Индонезия и Африка, появятся собственные доминирующие производители. Как замечает Кей, некоторые компании, дела которых сейчас идут неважно, верят, что смогут заработать, продавая тонны дешевых смартфонов с низкой маржей, а такие, как Microsoft и Sony, будут до последнего держаться за место в отрасли, чтобы распространять свое ПО.

Даже Apple не застрахована. По данным исследовательской компании EMarketer, сегодня 2 млрд человек уже имеют смартфоны, и еще по 150−200 млн купят свой первый телефон в течение каждого из следующих трех лет. Большинство пользователей будут искать мощные и дешевые устройства, и каждому производителю придется считаться с этим, считает Макмастер. Вероятно, процветать будут местные игроки, способные создавать прибыльные услуги на базе дешевых смартфонов. Макмастер говорит:

«Через пару лет мы увидим, как в бедных странах Африки появится множество смартфонов дешевле $35. Это только вопрос времени».

24 октября 2015, 15:28
0
Версия для печати Отправить
«   »
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Новости

16:2316:0115:2814:2913:3312:3411:4310:469:599:268:4323:4622:3721:4620:4118:5616:2313:4212:3411:4310:469:378:4623:4622:37
Все новости »

Другие рубрики