The Kiev Times - ежемесячная аналитическая газета и новостной сайт

Почему Азербайджан захотел в ШОС?

13 июля 2015, 12:34
0
Версия для печати Отправить
Путин, Алиев

Членство Азербайджана в ШОС давало бы ему шанс теснее взаимодействовать с Китаем и странами Средней Азии

Итоги состоявшегося в Уфе 15-го заседания Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества — Казахстана, Кыргызстана, Китая, России, Таджикистана и Узбекистана — во многом были предсказуемы. Еще в апреле, комментируя решения 10-й встречи глав стран-участниц Совета безопасности ШОС, секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев сообщал, что «мы обсудили ход рассмотрения заявок о приеме Индии, Ирана и Пакистана, а также заявок о предоставлении Беларуси статуса наблюдателя, а Азербайджану и Армении — статуса партнера по диалогу», и «наше мнение будет доведено до глав государств». При этом он подчеркивал, что председательство России в ШОС в этом году «исходит из необходимости дальнейшего повышения авторитета организации в мировых делах и ее последующего укрепления в качестве полноформатной международной организации». Правда, позже советник президента России Антон Кобяков многозначительно заявил, что для вступления в ШОС существуют строгие критерии: «Есть порядок, это не «захотел — вступил». Есть 28 документов, где прописаны четкие правила приема в организацию. Их надо соблюдать, прежде чем вступить ШОС».

Шанхайская организация сотрудничества занимается кооперацией как в области безопасности, так и экономики. Однако ни военным блоком, во всяком случае, на данном этапе, ни экономическим союзом в полном смысле слова не считается. Эксперты больше склоны считать ШОС структурой, которая позволяет «в мягком режиме» активизировать координацию внешней и экономической политики, а также решать проблемы в сфере безопасности группе государств, занимающих важное положение в Евразии. Поэтому, несколько перефразируя слова главы МИД России Сергея Лаврова, прием новых членов хотя и обеспечивает «приток «свежей крови», который «придаст организации дополнительную энергию, будет способствовать ее модернизации», является неоднозначной акцией с точки зрения обеспечения в будущем эффективности действия, международного авторитета этой структуры. Кстати, открывая расширенное заседание Совета глав государств в Уфе, президент России Владимир Путин неслучайно говорил: «Еще целый ряд стран высказывают заинтересованность в подключении в той или иной форме к нашей организации. Будем внимательно с учетом соответствующих требований рассматривать их заявки». Но как бы то ни было ШОС из «шестерки» превратилась в «восьмерку» за счет вступления Индии и Пакистана. Что касается Ирана, то препятствием для рассмотрения его заявки на присоединение остаются санкции ООН, наложенные на страну. Дело в том, что согласно правилам организации, страна-соискатель не должна находиться под санкциями. К рассмотрению заявки Тегерана решено вернуться после успешного завершения переговоров по его ядерной программе в Вене и снятия с этой страны запретительных мер Совбеза ООН. Азербайджан, Камбоджа, Армения и Непал присоединяются к ШОС в качестве партнеров по организации. А Белоруссия получила статуса наблюдателя.

Читайте: Европейские санкции «эффективно бьют по России»

Как считает World Politics Review, объективно расширение географической составляющей Шанхайской организации сотрудничества может изменить ее миссию и глобальную значимость как региональной многосторонней организации. Экономическая составляющая этой структуры не представляет загадки. Участники ШОС зафиксировали в декларации, что они продолжат создание Фонда развития и Банка развития, поддержали самую масштабную инфраструктурную инициативу Китая — создание экономического пояса «Шелковый путь». Проблема в политике. Лидеры Шанхайской организации сотрудничества наряду с экономикой дают понять, что намерены стать и площадкой, на которой могли бы работать непримиримые соперники. Так, Индия и Пакистан получили статус полноправных членов, а Армения и Азербайджан, потенциальные члены ШОС, почти три десятилетия спорят о судьбе Нагорного Карабаха. Для Еревана, члена ОДКБ и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), участие в Шанхайской организации сотрудничества является еще одним логическим шагом в сторону масштабных интеграционных процессов. Более того, президент Армении Серж Саргсян, говоря о заинтересованности своего государства в деятельности организации, обозначил еще один акцент: обеспечение безопасности в регионе. Армения не является проблемой при определении общих приоритетов, создании механизмов для принятия согласованных экономических и политических решений.

Что касается Азербайджана, то тут необходимо обратить внимание на такие важные нюансы, которые выявляют опасность для ШОС, которая может принять форму неустойчивого геополитического гибрида. Судите сами: одно время в Баку зачастили кремлевские высокопоставленные чиновники, и это послужило основанием для появления слухов о том, что «Россия уговаривает Азербайджан» вступить в Евразийский экономический союз. При этом бакинские политологи рассуждали о факте как о каком-то предложении Баку со стороны ЕАЭС: освобождение Ереваном как минимум пяти оккупированных районов вокруг Нагорного Карабаха. Потом Эльман Насирли, руководитель Центра политических исследований Академии госуправления при президенте Азербайджана, заявил следующее: «Мы не можем состоять в одной организации со страной-агрессором, оккупирующей наши земли и не желающей их освобождать». Но почему же тогда Баку пренебрег этим принципом и стремится в Шанхайскую организацию сотрудничества вместе с Арменией? Тем более что, как заявил депутат Милли Меджлиса Захид Орудж, Азербайджану придется взять на себя «экономические обязательства, которые он не сможет соблюдать». Не скрывается ли в этом попытка на базе ШОС создать новый формат в переговорном процессе по карабахскому урегулированию? И не есть ли это попытка Баку на базе различных геополитических ориентаций расколоть или вообще развалить Минскую группу ОБСЕ даже с оттеснением России?

Читайте: Россия ищет слабые места Европы, — эксперт

Предпосылки для подобной комбинации существуют. «Все должны знать, что та страна, — говорил в этой связи один из бакинских политологов, — которая убедит Армению освободить захваченные районы и отказаться от поддержки сепаратизма, сможет рассчитывать на стратегический союз с Азербайджаном». Как писали «Азербайджанские известия», членство Азербайджана в ШОС давало бы ему шанс теснее взаимодействовать с Китаем и странами Средней Азии. По заявлению бывшего азербайджанского дипломата Фикрета Садыхова, Евразийский экономический союз сформирован под эгидой России, а в Шанхайской организации сотрудничества доминирует Китай и ШОС может стать новой площадкой для обсуждения карабахского вопроса. Садыхов считает, что «потенциал МГ ОБСЕ давно исчерпал себя и ждать положительных результатов от данной организации бессмысленно». В этом направлении размышляет и президент государственной азербайджанской нефтегазовой компании SOCAR Ровнаг Абдуллаев, который считает, что в перспективе Баку получит реальные шансы подключиться к поставкам газа в Китай. Согласно прогнозам многих международных экспертов, к 2020 году спрос на газ в этой стране вырастет до 280 млрд кубометров.

Трубопроводы, как известно, создают долгосрочную взаимозависимость между государствами, что сказывается как на их геополитическом позиционировании, так и в выстраивании будущего сотрудничества. Баку получает возможность, играя на альтернативных маршрутах газовых месторождений Каспийского моря, оказывать давление на Запад с целью склонить его в сторону урегулирования карабахского конфликта только по своему сценарию. Наступает момент принятия серьезных решений, которые способны предопределить ход событий в регионе Каспия на ближайшие десятилетия. Не случайно Вашингтон снова стал обхаживать Азербайджан: то президент США Барак Обама решил вступить в переписку с Алиевым, то в столицу зачастили высокопоставленные американские чиновники. На днях Баку посетил спецпосланник и координатор Госдепартамента по международным энергетическим вопросам Амос Хокштайн, который пытался убедить местные власти в том, что «Америка являются другом и стратегическим партнером Азербайджанской республики». Как напоминает американский журнал Foreign Policy, «ШОС, созданная Китаем, Россией и четырьмя другими государствами Центральной Азии в 2001 году, изначально служила площадкой для урегулирования пограничных споров между участниками». Но если Баку хочет реанимировать это ее значение, продолжая одновременно заигрывать с Западом, ему потребуется грациозность и ловкость натренированного гимнаста Тибула.

13 июля 2015, 12:34
0
Версия для печати Отправить
«   »
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Новости

16:2314:2912:3411:3310:469:378:4323:4622:4722:1921:4621:0120:4119:5318:5618:2317:2616:2315:2814:2913:4213:0112:3411:4310:46
Все новости »

Другие рубрики