The Kiev Times - ежемесячная аналитическая газета и новостной сайт

«Незламна»: сквозь боль и слезы

14 апреля 2015, 17:26
0
Версия для печати Отправить
Незламна

Выход в украинский прокат фильма «Незламна» режиссера Сергея Мокрицкого коррелирует с нынешней ситуацией в Украине весьма неожиданным способом. Думали, что будет «советская агитка», а получилось наоборот

Еще на момент подачи проекта на конкурс Госкино (три года назад), еще читая сценарий, я был против его реализации. Поскольку тогда, т.е. вплоть до недавней сдачи фильма, проект выглядел как «заказной», подбрасывающий дровишки в российский костер, разожженный «национальной идеей возрождения советской империи».

Но даже если и было снято нечто ура-просоветское, из окончательного, прокатного варианта фильма оно убралось. Оставляя на первом месте щемящую мелодраму по жанру и военное, поражающее сложно-постановочное по форме кино.

Но важнее, по-моему, то, что невольно проступает со второго плана, является подтекстом или, по крайней мере, имеет право на такую интерпретацию.

О чем идет речь? Об актуальности.

Интерпретировать фильмы может каждый, чем каждый и занимается. Но имеет ли каждая из интерпретаций под собой основания?

Основания, как дьявол, скрываются в деталях. А «Незламна», словно дырявый сыр, пронизана ими.

Деталь первая: война. Великая Отечественная началась в 1941-м так же коварно, как и война на Востоке в 2014-м, — без объявления, без предупреждения, как нож в спину для многих.

Виктор Суворов писал, что Сталин был уверен в «дружбе» Гитлера, кто и что бы ему ни говорил. Так же и наши «ватники» были уверены в «дружбе» братского народа, который, как считали они, не может вторгнуться в Украину. Это важный аспект «Незламної»: его сравнительная актуальность должна быть вынесена в начало как историческая характеристика двух войн и характеристика конкретно войны России против Украины.

Далее, вторая деталь. Тогда на СССР напали немцы, которых назвали фашистами. Как известно, фашистская партия была родом с Италии, а немцы шли под руководством нацистской партии. Но название «фашисты» приклеилось к нацистским немцам. Собственно, так же на Украину напали россияне, не являющиеся фашистами по политическому признаку — только по духу, из-за своего варварства и пророческой соотнесенности с фразой, провозглашенной, как считается, Уинстоном Черчиллем: «Фашисты будущего будут называть себя антифашистами», т.е. так же, как россияне, паясничая, называли себя антифашистами, а протестующих на Майдане — фашистами. Сколько дураку не плюй в глаза — он все равно скажет, что это божья роса.

Если обобщить и убрать временные ориентиры, получается так: главная героиня «Незламної» идет на войну с фашистами! Как идут на войну с «фашистами» многие украинки… Как пошла и Надежда Савченко… которую называют «незламною», т.е. несокрушимой…

Это третья деталь, актуализирующая фильм под наши события. Как утверждают создатели, называя так фильм для проката в Украине, они ни на что особенное не намекали, и у них не было неких концептуальных идей. Это произошло случайно. И весьма знаково.

Несмотря на то, что Савченко не является снайпером, как Павличенко, а Людмилу не брали в плен и не судили по сфабрикованным делам, как Надежду, — некоторые сюжетные моменты «Незламної» объединяют двух украинок. И, наконец, обе ради своей любви (хотя одна любила мужчину, а вторая — отчизну) спускаются вместо Орфея в ад. Павличенко вышла и не оглянулась, ждем Савченко для полного совпадения смысла.

И, несмотря на найденные детали и желание заострить на них внимание читателя, — «Незламна» не очень-то и нуждается в интерпретации, защите и уверении в противоположном тех, кто считает ее «зламаною». Ведь все же Павличенко воевала на территории Украины и по рождению была украинкой. И считать «Незламну» просоветским, читай — пророссийским фильмом — означает опровергать факт существования Украины в советское время.

Да, Павличенко воевала за Советский Союз, поскольку Украины как самостоятельного государства тогда не существовало. Да, Советский Союз в то время американцы называли Россией. Но делает ли это украинцев Королева, Ильенко, Мыколайчука, Чубая, Стуса — россиянами?

В идейном плане создатели фильма, в предчувствии предвиденной перспективы катастрофы и понятной травли, чего заслуживала бы выпущенная в Украине пророссийская картина во время агрессии России, словно группа папаш Карлов, подогнали «Незламну» к животворным кинематографическим формам. Love story на фоне взрывов, пули свистят над головами, а влюбленные слились в горячем поцелуе… Зритель любит быть растроганным, любит, когда есть кому сопереживать, когда есть, что сравнивать со своей жизнью и что примерить на себя, решая, как бы он поступил в той или иной ситуации.

Зритель хочет адреналина или эндорфина, испугаться или обрадоваться, или сначала первое, а потом сразу же второе.

«Незламна» работает именно на территории слияния двух удовольствий, особо не заморачиваясь над созданием оригинального, неповторимого микса: составляющие — обычные, соединение их — почти классическое. Но упаковка качественная, а результат употребления созданной субстанции эмоциональный. Это же массовое кино!

Люди переживают, потому что верят в историю (пусть даже первые 20 минут фильма «провисают» из-за плохо продуманных групповых сцен и вымученных реакций нескольких актеров). Люди плачут, поскольку их задевает за живое. Как сказала одна зрительница: «Я уже 20 минут проплакала, а они еще включают «Обійми» «Океана Ельзи» когда сквозь взрывы бегут главные герои… Как тут не реветь?».

«Незламна» — первый украинский фильм популярного жанра, профессиональное выполнение которого не вынуждает стыдиться собственных технарей, даже больше — вызывает уважение хороший уровень профессии и меры. Ведь с эффектами, как с алкоголем, можно и переборщить. Или — наоборот, что так же ломает кайф.

Следующий плюс фильма — саундтрек. Кому-то не хватило музыки, — действительно, три песни инструментальные и одна акапельная украинская народная — немного на весь фильм, но та, что была, необычайно точно синхронизировалась с событиями, соответствуя нужной реакции и находясь в нужном месте. Музыка в целом — один из потенциальных козырей любого фильма, и, в зависимости от того, правильно ли эти козыри вброшены в игру, ты выиграешь или остаешься «без лапы». Создатели нашли феноменальное посвящение Людмиле от американского певца Вуди Гатри, написавшего для советской снайперши песню Miss Pavlichenko, когда та прилетела в США убеждать Рузвельта открыть в Европе второй фронт. К ней прибавили вышеупомянутый абсолютный хит «Океана Ельзи» и (поскольку фильм частично делался на российские средства и будет выпущен в России) кавер-версию Полины Гагариной на хит Виктора Цоя «Кукушка» в новой аранжировке Константина Меладзе. Достаточно ли этих козырей, чтобы сыграть, по крайней мере, шестерную игру в преферансе? А это еще не все.

Второстепенные роли — вот весомое приложение к созданию фильма как проекта, который его продюсер лепит в четырех измерениях. В свое время камео Альфреда Хичкока в каждом его произведении были только игрушкой режиссера. Но потом приглашение звезд для коротких появлений в кадре стало правилом маркетинга.

В «Незламній» это правило имеет даже большее значение, чем в него вкладывалось: в фильме играет Виталий Линецкий — замечательный актер, характерный и самобытный, но здесь присутствует особый эмоциональный оттенок, ведь здесь он появляется едва ли не в последний раз, — прошлым летом Линецкий ушел из жизни…

Разбирая «игру», проделанную продюсерами, наталкиваешься на мысль о ежечасной украинской — удивительной — случайности. Рассчитанная на один эффект, «Незламна», похоже, даст совершенно другой и, что положительно, — хороший эффект. Который может к тому же дать важный толчок к следующему шагу Украины в мир, а мира — к Украине («Незламна» — первый фильм, купленный компанией 20th Century Fox).

14 апреля 2015, 17:26
0
Версия для печати Отправить
«   »
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Новости

0:1623:4622:4722:1921:4621:0120:4119:5318:5618:2317:2616:2315:2814:2913:3313:0112:3411:4310:469:599:268:430:1623:4622:47
Все новости »

Другие рубрики