The Kiev Times - ежемесячная аналитическая газета и новостной сайт

Что принес жителям Крымского полуострова его новый статус?

20 марта 2015, 14:56
0
Версия для печати Отправить
Крым

18 марта 2014 года, спустя полторы недели после появления на территории полуострова российских военных, Крым на правах субъекта федерации вошел в состав России. Пафосная церемония «оформления отношений» проходила в Кремле, часть проживающих на полуострове пребывали в эйфории (согласно официальным результатам проведенного 16 марта референдума, таких в АРК было 96,77% из проголосовавших), а Владимир Путин получил рекордный рейтинг в 86%

К усилиям и методам по сохранению Крыма, предпринятым украинской стороной, есть много вопросов. Но основы поражения в этой борьбе были заложены куда раньше марта 2014 года. «Когда я ехал по Крыму на автомобиле, то иногда слушал «Русское радио», иногда приемник ловил татарские волны, но никогда в эфире не было украинских станций, – поделился с Forbes один из высокопоставленных чиновников, долгое время работавший в Крыму. – Украинизация школ, обязательные совещания на державній мові – ну не так «в лоб» это надо было делать».

Какими бы ни были причины, сделавшие аннексию возможной, ее последствия печальны для всех причастных, считает Валерий Пацкан, первый замглавы комитета ВРУ по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений. «Трудно определить, кто потерял от этой авантюры больше: Украина, жители полуострова или сама Россия», – говорит он.

Forbes попытался проанализировать, что принес жителям Крымского полуострова его новый статус.

«Плюс» №1: увеличение социальных выплат и доходов бюджетников

После аннексии социальные выплаты – в том числе и пенсии – выросли приблизительно вдвое. «Средние пенсии при Украине были $120-150 (по актуальному на момент аннексии курсу. – Forbes), при России он выросли в два раза», – рассказал Forbes Тарас Березовец, политтехнолог, директор компании стратегического консалтинга Berta Communications. Но год спустя этот эффект, снивелированный инфляцией, уже не ощущается, уверен эксперт.

Зарплата врача-терапевта на полуострове за последний год – около $400. Согласно данным Госстата, средняя заработная плата в сфере охраны здоровья на январь 2015 года в Украине составила 2346 гривен, или около $100. Сопоставимый дисбаланс наблюдается и в сфере образования: зарплата учителя в Крыму, по данным министра образования, науки и молодежи республики Натальи Гончаровой – около $370, что меньше, чем в среднем по России, но в разы больше, чем в Украине. По данным Госстата, украинский учитель в январе получал в среднем 2542 гривны, или $114.

«Средняя пенсия там выше, чем средняя зарплата, но это не говорит о высоте пенсии, а о том, что в реальном секторе экономики все стоит. Да и цены все догнали», – констатирует Андрей Сенченко, экс-депутат Верховного совета Автономной Республики Крым (2002–2006).

«Плюс» №2: отсутствие военного конфликта

В условиях военных действий на Донбассе, с количеством беженцев, превысившим 1,5 млн, сложно доказывать крымчанам, что они сделали неправильный выбор. «В Крыму нет войны – и этот тезис сейчас активно раскручивается. Но и на Донбассе война никогда бы не началась, если бы не было оккупации Крыма – я считаю, кампания на востоке была затеяна для того, чтобы отвлечь внимание от крымской ситуации», – уверен Березовец.

По мнению Андрея Савченко, не всегда отсутствие войны является последним и бесспорным аргументом. «Не везде в мире хорошо, где нет войны, – напоминает он. – Атмосфера оккупированной территории – это консолидированная оценка тому, что там сейчас чувствуют люди – тревожное состояние». По его словам, уже в первые месяцы после аннексии местные жители выработали полезную для России привычку быть осторожными в высказываниях на просторах интернета.

«Минус» №1: блокированная логистика

Морские порты, расположенные на территории Евпатории, Керчи, Севастополя, Феодосии и Ялты в одночасье стали сомнительными партнерами для международных транспортных компаний. В марте 2014 года Госсовет Республики Крым национализировал предприятия и имущество морских портов Украины, расположенных на территории Крыма, и передал их в собственность свежесозданному предприятию «Крымские морские порты».

Украинские власти, в свою очередь, закрыли эти порты для судоходства и ввели административную и уголовную ответственность за нарушение правил въезда и выезда с полуострова. Украина сообщила Морской международной организации (ИМО) о том, что отныне не имеет возможности обеспечивать в акваториях морских портов Крыма надлежащий уровень безопасности судоходства. Как и соблюдать международные обязательства по сохранению человеческой жизни на море.

Партнер юридической фирмы AGA Partners Иван Касынюк отмечает, что после аннексии большинство ведущих мировых трейдеров перестали вести торговлю через Крым, а судовладельцы отказались от захода судов в порты полуострова. Это повлекло за собой существенное уменьшение грузооборота в этих портах. «За пару месяцев Украина официально закрыла порты Крыма согласно нормам как международного, так и национального права, о чем надлежащим образом известила международное сообщество», – поясняет юрист.

Он также отмечает, что крымские порты «выпали» из списка портов, уполномоченных выдавать Судовые санитарные свидетельства согласно правилам ВООЗ, в соответствии с которыми все суда обязаны получать подобные свидетельства, чтобы иметь возможность зайти в следующий порт следования.

25 июля 2014 года ЕС ввел санкции в отношении Севастопольского и Керченского морских торговых портов, а также Керченской паромной переправы. Теперь судовладельцам Евросоюза запрещена оплата портовых сборов этим предприятиям. Но несмотря на давление и санкции, некоторые суда все же продолжают заходить в эти порты.

Согласно данным совместного мониторингового проекта «Черный список» неправительственных организаций «Майдан иностранных дел» и портала BlackSeaNews, занимающихся отслеживанием судов-нарушителей, в последний опубликованный список судов, которые после оккупации и аннексии Крыма посещали порты Крымского полуострова, вошли 117 кораблей-нарушителей из разных стран. Из них 50 российских, 25 турецких, 19 греческих, 6 румынских, 4 итальянских; по 2 – немецких, украинских и сингапурских судна, по 1 – болгарскому, египетскому, панамскому, эстонскому, швейцарскому, южнокорейскому.

«Власти Украины, руководствуясь данными Государственной инспекции по безопасности на морском и речном транспорте, уже обратились с нотами к странам судов-нарушителей с просьбой предоставить официальные объяснения насчет нарушений порядка въезда и выезда на временно оккупированную территорию Украины, – объясняет Иван Касынюк. – Также, согласно существующей информации, Генеральной прокуратурой уже открыто и расследуется 69 уголовных дел относительно несанкционированных заходов в порты Крыма».

«Минус» №2: неопределенный статус территории и международные ограничения

«Первое и главное – Крым потерял свободу и обрел статус серой оккупированной зоны, в которой по определению не может быть ничего хорошего», – говорит Андрей Савченко.

В отношении Крыма и Севастополя 20 декабря 2014 года Евросоюз ввел существенные санкции – в частности, запрет на импорт происходящих из Крыма товаров, если такой не сопровождается сертификатом происхождения, выданным украинскими властями.

Наиболее болезненно санкции ударили по профильной для полуострова отрасли – туризму. «Туроператорам Евросоюза запрещается предлагать туристические услуги в Крыму или Севастополе. В частности, европейские круизные суда больше не могут заходить в порты Крымского полуострова, за исключением экстренных случаев. Это относится ко всем судам, принадлежащим, контролируемым или плавающим под флагом государства-члена Евросоюза», – подчеркивает Иван Касынюк.

«Можно утверждать, что прошлогодний туристический сезон оказался провальным, – констатирует Валерий Пацкан. – Поскольку около 70% туристического потока на полуостров до аннексии составляли граждане Украины. Если раньше Крым получал более $5 млрд в год, то после аннексии его туристическая прибыль составляет лишь чуть более $2 млрд».

Кроме того, было запрещено экспортировать определенные товары и технологии крымским компаниям или для собственного их использования в Крыму. Это касается транспорта, телекоммуникаций и энергетики, а также разведки, поиска и добычи нефти, газа и минеральных ресурсов. Также запрещено предоставлять техническую поддержку, брокерские, строительные или инженерные услуги, связанные с инфраструктурой в тех же секторах. «Важно отметить, что ЕС не контролирует соблюдение санкций физическими и юридическими лицами Евросоюза в отношении Крыма, и все меры по отношению к транспортным компаниям-нарушителям принимаются на уровне государств-членов Евросоюза», – подчеркивает Иван Касынюк.

«Минус» №3: стагнация бизнеса, передел собственности

«Самые негативные изменения за этот год в Крыму касаются экономического падения по ряду отраслей», – отмечает Тарас Березовец. По его словам, если во времена нахождения Крыма в составе Украины было зарегистрировано 120 000 предпринимателей, то по состоянию на данный момент их в пять раз меньше: «Это связано с тем, что очень сложная процедура регистрации и бухгалтерская процедура. Люди просто либо уходят в тень, либо закрываются».

Иван Касынюк из AGA Partners напоминает, что инвестиции в Крым запрещены: «Европейцы и компании из ЕС больше не могут покупать недвижимость или организации в Крыму, финансировать крымские предприятия или предоставлять подобные услуги».

На этапе «освоения» Крыма, в первые месяцы после аннексии, уровень коррупции на полуострове шокировал даже представителей российского бизнеса, которые знакомы с этой проблемой не понаслышке. А за минувший год показатель коррупции на полуострове сократился, но с оговорками. «В Крыму сейчас уровень коррупции не уменьшился, а изменился формат – раньше брали взятки, а сейчас просто отбирают», – резюмирует Андрей Савченко.

20 марта 2015, 14:56
0
Версия для печати Отправить
«   »
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Новости

23:4622:4721:3620:4118:5616:2314:2913:0112:2312:1410:469:599:268:4323:4622:4721:4620:4118:5616:3216:2314:2913:3312:4712:03
Все новости »

Другие рубрики