The Kiev Times - ежемесячная аналитическая газета и новостной сайт

Болезненные реформы НБУ

20 января 2015, 10:46
101
Версия для печати Отправить
нацбанк

Каждый раз, когда экономика Украины переживает серьезные испытания – прыгает курс, штормит банковскую систему, люди задают одни и те же вопросы: почему? надолго ли? кто виноват?

В поисках ответов нужно подумать еще над одним: а чем вообще является наша банковская система? Практически все время она функционировала, скорее, как придаток к бизнесу (для местных владельцев банков) или как инструмент передачи ресурсов от материнских банков (для иностранных групп). Основная прибыль концентрировалась вне системы, что формировало соответствующее отношение со стороны владельцев к банкам. Их можно было относительно безболезненно оставлять на произвол судьбы, если удавалось спасти основную инвестицию.

Читайте: План спасения Украины

Такие рисковые практики поддерживались популистскими законами, в частности относительно страхования депозитов всех банков. Принимались решения по «спасению» банков за счет бюджета, юридические запреты на отчуждение залогового жилья.

Большинство из названных проблем являются институциональными, их решение требует взаимодействия многих государственных органов. Но одновременно необходима и трансформация самих институтов, в частности Национального банка. К сожалению, НБУ исполняет только функции кредитора бюджета последней инстанции, то есть является эдаким продолжением Госказначейства с функцией эмиссии.

Во многих развивающихся странах, в том числе в Украине, центральные банки очень зависимы от политики и поэтому действуют преимущественно реактивно.

К примеру, НБУ имеет много рычагов для очищения рынка от «зомби‑банков» и прочих «конвертационно‑прачечных паразитов». Однако он потакал таким практикам, как высокорисковое кредитование и большая концентрация кредитов связанным лицам, и закрывал глаза на проблемные финучреждения.

Справедливости ради стоит отметить, что НБУ наконец‑то потихоньку начал процесс очищения рынка от таких злокачественных банковских образований.

Регулятору необходимо побороться за свою настоящую независимость и дальше действовать на упреждение. К примеру, инициировать отмену обязательного всеобщего страхования депозитов. Участие банка в фонде гарантирования вкладов и страхование там депозитов должно быть привилегией, которую необходимо заслужить.

Сам НБУ должен наконец отказаться от функции обслуживания правительства в качестве лишь кредитора для латания бюджетных дыр и перейти к реальной монетарной политике с таргетированием инфляции и обменного курса, отслеживанием динамики цен на активы, упреждением образования пузырей и решением других задач, которые сейчас стоят перед центробанками. Сегодня из всего доступного арсенала НБУ в какой‑то мере использует лишь интервенции, кредитование и ставку резервирования, которая оказывает на рынок очень ограниченный эффект. Учетная ставка вообще выглядит на сайте НБУ как криво повешенная на стене картина: раздражает гостей и больше никаких функций не выполняет.

Читайте: Вызовы Нацбанка

Отстаивание своих прав и полномочий дадут Нацбанку возможность не только осуществлять словесные интервенции, но и проводить более осмысленную и содержательную политику. Например, многим банкам справедливо ставят в упрек нехватку капитала. При этом НБУ действует преимущественно с позиции силы и угроз вместо того, чтобы предложить подопечным решение, которое бы позволило, например, временно завести квазикапитал либо учитывать определенную часть средств как капитал – до восстановления рынка.

У регулятора сейчас практически нет иного выхода, кроме как начать реформирование рынка и отрасли с себя, не ожидая восстановления рынка, прекращения войны, подарков от Верховной Рады или международных кредиторов.

20 января 2015, 10:46
101
Версия для печати Отправить
«   »
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Новости

23:4622:4721:3620:4118:5616:2314:2913:0112:2312:1410:469:599:268:4323:4621:4620:4116:3216:2314:2913:3312:4712:0311:4310:46
Все новости »

Другие рубрики