Ярлык «замороженный конфликт» служит «фиговым листком», маскирующим нежелание сообщества демократических стран эффективно поддерживать его собственные ценности
«По-видимому, ситуация на Украине идет к превращению в новейший «замороженный конфликт» — случай территориальной агрессии, который громогласно осуждается внешним миром, не желающим вмешаться и изменить положение», — считает журналистка The Los Angeles Times Кэрол Л.Уильямс. После распада СССР в Кремле часто брала верх «ментальность, уверенная, что право собственности на 90% определяется владением», пишет она, упоминая о Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии.
Читайте: Дипломатический тупик
Но в мире вообще предостаточно замороженных конфликтов: например, Индия и Пакистан конфликтуют из-за Кашмира.
По мнению автора, на самом деле эти конфликты не «заморожены», а просто игнорируются мировым сообществом. Либо у дипломатов слишком много других хлопот, либо есть тайная заинтересованность в том, чтобы закрывать глаза на нарушения. «В большинстве случаев имеется фактический победитель, а ярлык «замороженный конфликт» служит «фиговым листком», маскирующим нежелание сообщества демократических стран эффективно поддерживать его собственные ценности», — говорится в статье. Самый вопиющий пример — оккупация Турцией Северного Кипра, считает Уильямс.
В конфликте между Марокко и западносахарским народом урегулированием и не пахнет, так как «глобальные тяжеловесы» не вмешиваются, а сам конфликт не привлекает внимания международного сообщества.
«На Украине ситуация иная: Москва и Вашингтон, недруги времен холодной войны, поддерживают разные стороны в конфликте, уносящем все больше жизней», — пишет автор.
«Самая интересная черта замороженных конфликтов — то, в какой мере они являются «игровыми полями» политики великих держав, — говорит Брайан Ли (Monterey Institute of International Studies). — Происходили бы эти конфликты, если бы они не представляли собой, в сущности, вовлеченность США и России в события в мире?».
Читайте: Как уничтожаются вузы Донбасса
Ли отметил: там, где у сверхдержав есть свои интересы, остальные страны не имеют эффективного права голоса. Толчком к конфликту на Восточной Украине, по словам эксперта, стало то, что «ЕС предложил Украине путь к членству». Но именно решение Путина не допускать НАТО в традиционную сферу влияния России заставило противников из бывшей сверхдержавы «дергать за ниточки марионеток».
«Ситуация исключительно опасная, — сказал Ли о ядерных державах, находящихся по разные стороны украинского конфликта. — У нас еще никогда не было конфликта в такой близости от границ НАТО, с реальным ощущением опасности, которое подсознательно чувствуют страны Балтии и Польша, думая о России».