The Kiev Times - ежемесячная аналитическая газета и новостной сайт

Пять малоизвестных, но эффективных законов

14 августа 2014, 12:44
70
Версия для печати Отправить
закон

Изменчивость законодательства, одна из особенностей украинской правовой системы. С целью политической выгоды, электоральных преференций или «схем» обогащения правовые нормы меняют много и часто. Каждая новая, старая, «молодая» команда начинает с переписи законодательства. Бумага стерпит многое.

«Бумажные» реформы наиболее проще реализуемы. Но между словом и делом существует целая пропасть. И что бы все было хорошо не всегда нужно менять нормативно-правовые акты. Система сдерживания и противовесов и разделения власти заключается в эффективной работе всех составных частей сложного механизма государственного аппарата, все участники правовой системы общества, в том числе субъектов гражданского общества.

И честно говоря, многие инструменты уже даны. Только ими необходимо научится пользоваться.

Многие проблемы можно разрешить не доводя их до латентной стадии конфликта. Диалог и консенсус, дерегуляция и саморегулирующейся организации, пресса и общественный контроль.

И основное для этого уже есть. Нужно лишь начать использовать свои права.

На практике, востребованность закона достаточно легко определить по количеству внесенных изменений.

Хочу представить 5 законов, право применение которых возможно позволить избежать новых революций.

Читайте: Октябрьской революции не избежать

«О доступе к публичной информации»

Что дает:

Самостоятельно сделать работу госорганов и органов местного самоуправления более публичной

Как использовать:

Направлять запросы о предоставлении публичной информации.

Публичная информация — это отраженная и задокументирована любыми средствами и на любых носителях информация, которая была получена или создана в процессе выполнения субъектами властных полномочий своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, или которая находится во владении субъектов властных полномочий, других распорядителей публичной информации.

Перечень такой информации широк. К публичной информации относится:

Информация об организационной структуре.

Информация о планах социально-экономического развития, состоянии их выполнения, проблемных вопросах и путях, которые планируются для их решения.

Данные о структуре и объеме бюджетных средств, порядке и механизме их расходования.

Информация о видах услуг, которые предоставляются субъектами властных полномочий и условия их получения.

Повестка дня, заседаний комитетов, совещаний, общественного совета или совещательных органов.

Решения (распоряжения, приказы) и проекты таких решений.

Статистические и аналитические данные.

Правила внутреннего трудового распорядка, правила проведения конкурса на замещение вакантных должностей.

Информация, которая касается данных, необходимых для защиты жизни или свободы граждан, относительно экологической ситуации, угрозы чрезвычайных ситуаций.

Запрос на информацию — это просьба лица к распорядителю информации предоставить публичную информацию, находящуюся в его владении.

Получить публичную информацию может любой желающий независимо от того, касается эта информация его лично или нет, без объяснения причины подачи запроса.

Ответ на запрос на информацию предоставляется не позднее пяти рабочих дней со дня получения запроса.

Пример:

Известный политик, занимающий должность премьер-министра Украины в Верховном совете Украины во время прямого эфира ТВ заявляет о долгах бюджета в 71 милиард долларов.

Пользуясь этим законом можно уточнить:

из чего состоит озвученная цифра?

кто и когда ее составил?

почему долги государственного бюджета озвучиваются в иностранной валюте и какой курс для перевода в грн?

Читайте: Россия проиграла «гуманитарную» войну

«Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы»

Что дает:

Возможность самим повысить уровень общественного порядка территории, где проживаем.

Как использовать:

Создавать общественные формирования для охраны общественного порядка в своем районе, квартале.

Граждане Украины, в соответствии с Конституцией Украины имеют право создавать общественные объединения для участия в охране общественного порядка и государственной границы, содействие органам местного самоуправления, правоохранительным органам, Государственной пограничной службе Украины и органам исполнительной власти, а также должностным лицам в предотвращении и пресечении административных правонарушений и преступлений, защите жизни и здоровья граждан, интересов общества и государства от противоправных посягательств, а также в спасении людей и имущества во время стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств.

Общественные формирования имеют право:

принимать активное участие в охране общественного порядка;

с целью прекращения правонарушения доставлять в органи милиции лиц, совершивших административное правонарушение;

требовать от граждан соблюдения правопорядка, прекращения административных правонарушений и преступлений;

совместно с работниками органов внутренних дел и военнослужащими Государственной пограничной службы Украины задерживать нарушителей;

составлять протоколы об административных правонарушениях.

Органы местного самоуправления и местные государственные администрации имеют право решать вопросы обеспечения деятельности общественных формирований, предоставлять им служебные помещения, необходимый инвентарь и средства связи.

Пример:

Активно создаваемые во время тревожных событий «самообороны», востребованы и в спокойное время.

Районные или городские формирования «самообороны» дисциплинируют граждан и вносят дополнительный фактор спокойствия в жизнь Вашего дома, квартала, микрорайона.

Не вместо, а вместе с милицией.

Читайте: Мир ждет Путина

«Об органах самоорганизации населения»

Что дает:

Возможность самим навести порядок у себя в районе, микрорайоне и т.д.

Как использовать:

Создавать органы самоорганизации населения.

органы самоорганизации населения — представительные органы, создаваемые жителями, которые на законных основаниях проживают на территории села, поселка, города или их частей, для решения задач жителей.

Позволяет:

представлять вместе с депутатами интересы жителей дома, улицы, микрорайона, села, поселка, города в органах местного самоуправления;

право законодательной инициативы по внесение в установленном порядке предложения к проектам местных программ социально-экономического и культурного развития и проектов местных бюджетов;

организовывать на добровольных началах участие населения в осуществлении мероприятий по охране окружающей природной среды, проведение работ по благоустройству, озеленению;

организовывать на добровольных началах участие населения в осуществлении мероприятий по охране памятников истории и культуры, ликвидации последствий стихийного бедствия, строительстве и ремонте дорог, тротуаров, коммунальных сетей, объектов общего пользования;

осуществлять контроль за качеством предоставляемых гражданам, жилищно-коммунальных услуг и за качеством проведенных в указанных жилых домах ремонтных работ;

организовывать помощь малообеспеченным гражданам;

оказывать необходимую помощь органам пожарного надзора в осуществлении противопожарных мероприятий;

способствовать правоохранительным органам;

Органы местного самоуправления обеспечивают органы саморганизации населения средствами, осуществляют материально-техническое обеспечение для выполнение своих задач.

Кроме того, согласно решения органов местного самоуправления органы самоорганизации населения могут получать делегированные полномочия самих местных советов и исполкомов.

Читайте: Война Россия-ЕС закончится через три месяца

«Об объединении совладельцев многоквартирного дома»

Что дает:

Возможность самим навести порядок у себя в доме.

Как использовать:

Создавать объединение совладельцев многоквартирного дома

Также не стоит забывать о возможности получить компенсацию от предыдущего балансодержателя. ЖЕК (либо другой балансодержатель) после создания ОСМД и передаче дома объединению на баланс участвует в финансировании первого после передачи на баланс капитального ремонта дома.

Пример:

Жители многоквартирного дома одного из спальных районов Киева приняли решение о создании ОСМД.

Не без боя, в суде обязали прошлого балансодержателя принять участие в финансирование капитального ремонта здания.

Благодаря конструкции здания на фасадах были установлены рекламные конструкции.

В результате инвентаризации было установлено наличие двух квартир принадлежащих совладельцам дома. На общем собрании было принято решение о сдаче одной из них в аренду, вторую передали для нужд самого ОСМД.

Также на общем собрании был принят план благоустройства придомовой территории. Источник финансирования — часть поступлений от рекламы и сдачи в аренду квартиры.

В результате:

— тарифы на жилищно-комунальные услуги одни из самых низких по городу.

— жители многих близлежащих домов регулярно ходят отдыхать на придомовой территории этого дома.

Читайте: Правду о «Боинге» узнаем не скоро

«Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности»

Что дает:

Возможность самим участвовать в определении правил игры для бизнеса

Как использовать:

Отслеживать, анализировать, обсуждать и вносить предложения при рассмотрении регуляторных актов.

Представлять предлагаемые изменения в акт и контролировать прохождение этапов согласования и принятия документа.

государственная регуляторная политика в сфере хозяйственной

деятельности — направление государственной политики, направлен на совершенствование правового регулирования хозяйственных отношений, а также административных отношений между регуляторными органами или другими органами государственной власти и субъектами хозяйствования, недопущение принятия экономически нецелесообразных и неэффективных регуляторных актов, уменьшение вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования и устранение препятствий для развития хозяйственной деятельности.

В процессе регуляторной деятельности граждан, субъекты хозяйственной деятельности, их объединении имеют право:

подавать в регуляторные органы предложения о необходимости подготовки проектов регуляторных актов, а также о необходимости их пересмотра;

участвовать в разработке проектов регуляторных актов;

подавать замечания и предложения относительно обнародованных проектов регуляторных актов, участвовать в открытых обсуждениях вопросов, связанных с регуляторной деятельностью;

быть привлеченным регуляторными органами к подготовке анализов регуляторного влияния, экспертных заключений относительно регуляторного влияния и выполнения мероприятий по отслеживанию результативности регуляторных актов.

Пример:

Орган местного самоуправления размещает проект регуляторного акта.

Составляем список предлагаемых правок.

Объединимся с единомышленниками (депутатов, общественных организаций, ассоциаций, органы самоорганизации населения, чиновники).

Контролируем процесс рассмотрения правок и из обсуждения.

Извещаем общественность о ходе рассмотрения правок.

Читайте: ДНРовцы врут о Гиркине

А на последок я скажу…

Общественный контроль — кропотливая работа. Активная гражданская позиция — сложный путь. Но только так можно достигнуть результата. Иначе, каждые 5-10 лет нас ждут все более и более радиальные революции без качественных изменений.

Жизнь в стране может поменяться только осознав и приняв тот факт, что хорошо станет не после смены национального лидера, а после изменения парадигмы «моя хата з краю». И отстаивать такой выбор куда более сложно.

Если же предоставленные права не реализуются либо нарушаются, необходимо обжаловать бездеятельность либо незаконные действия нарушителя в суде.

При этом, обжалуя в административном суде следует помнить что не истец должен доказать неправоту, а ответчик — субъект властных полномочий, должен доказать правомерность своих действий.

14 августа 2014, 12:44
70
Версия для печати Отправить
«   »
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Новости

23:4622:3721:4620:4118:5616:2314:2913:3313:0112:3411:3310:469:599:268:4323:4622:3721:4620:4118:5616:2314:2913:3312:3411:33
Все новости »

Другие рубрики