The Kiev Times - ежемесячная аналитическая газета и новостной сайт

Папа Иоанн XХIII и Украина

28 апреля 2014, 0:07
12
Версия для печати Отправить
Канонизация

Об Иоанне Павле II украинцы знали давно. Об Иоанне XXIII узнали совсем недавно благодаря уникальному даже для истории тысячелетней Римо-Католической церкви событию – канонизации сразу обоих римских понтификов.

Одно из основных значений слова «понтифик» — «строитель мостов». Как в прямом, так и переносном смысле. Католическая церковь благодаря своему немалому опыту достигла совершенства как в возведении мостов между народами (можно вспомнить роль последователей св. Петра в сопротивлении фашистским режимам в Латинской Америке), так и в их разрушении (несложно припомнить ее роль в Новой истории Польши и Чехии).

Читайте: Сенсационный демарш Филиппин

В этом контексте несложно догадаться, что канонизация обоих римских пап является, по сути, мощным символическим импульсом, имеющим определенные последствия и для Украины. Чтобы узнать какие именно, необходимо углубиться в события, благодаря которым поляк Иоанн Павел II и итальянец Иоанн XXIII оказались интересными и для будущего поколения католиков, да и всего – не будем излишне скромными – мира.

Иоанн XХIII прославился тем, что стал инициатором самого важного события в истории Католической церкви XX столетия – Второго Ватиканского собора. Того самого, который с минимальным перевесом и громким скрипом кардинальских кресел декларацией Dignitatis Humanae утвердил принцип свободы совести. Ранее, напомним, один из понтификов считал ее «несусветной небылицей». Этот же Собор огласил о новом витке отношений с нехристианскими религиями (декларация Nostra Aetate): отныне речь шла не о конфликте, а о попытке понять.

К сожалению, Иоанн XХIII умер, не дождавшись окончания Собора. Его реформы, по мнению российской писательницы Людмилы Улицкой в романе «Даниель Штайн, переводчик», продолжил краковский архиепископ Кароль Войтыла, ставший олицетворением борьбы католической церкви с возведенным в ранг державной идеологии государственным атеизмом в Советском Союзе.

При Иоанне Павле II Католическая церковь вооружилась теми инструментами, которые четыре десятка лет ранее были ей вручены Вторым Ватиканским собором – свобода слова, мировоззрения и взглядов. Для Украины канонизация (то есть, по сути, возведение в пример, а не объявление о бесспорной святости) двух понтификов, непосредственно причастных к укоренению в католицизме упомянутых свобод, имеет прямое отношение.

Читайте: Первые результаты захвата Донецкого ТВ

Символ в религии имеет огромное значение. Обоих понтификов сделали символами, примерами, иконами ценностей, которые, как принято говорить, не совсем уважают в Российской Федерации – свобода совести (стоит вспомнить о случае, когда в преддверии Сочи-2014 в упомянутом городе с молотка продали храм евангельских христиан), свобода слова (вспомним о блогерах СМИ) и свобода собраний (вспомним о придушении акций протеста). С канонизацией Иоанна XХIII и Иоанна Павла II католики (а это, согласно отчетам Pew Research Center, наиболее многочисленная религиозная группа в мире) получили не только политические, но и нравственные причины поддержать Украину в ее противостоянии с «русским міромъ» и проводимой им политикой. Если от сочувствия более чем одного миллиарда человек не выйдет толк, это будет настоящее чудо.

28 апреля 2014, 0:07
12
Версия для печати Отправить
«   »
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Новости

23:4622:5321:3620:4118:5616:2314:2913:1711:4310:4610:039:268:4323:4222:4721:3620:4118:5616:2314:2912:3411:4310:469:378:43
Все новости »

Другие рубрики