The Kiev Times - ежемесячная аналитическая газета и новостной сайт

Особенности ремонта дорог по украински: ремонт есть, а дорог — нет

28 марта 2013, 8:44
0
Версия для печати Отправить

краине нет ни одной области, где после очередной зимы были бы нормальные дороги. Про образцовое качество и речи нет. Главные автотрассы регулярно подтоплены, местами покрытия и вовсе нет. В ряде областей это сказывается и на движении транспорта, как например, в Луганской, Николаевской и Полтавской. Случается, что отдельные участки совсем закрывают для движения транспорта. Со стороны властей предлагается лишь «объехать по грунтовым дорогам» либо изменить маршрут. Естественно столкнувшись с такой проблемой, любой автолюбитель возмущается, но ничего поделать водители не могут.

Попробуем разобраться, когда в Украине можно будет ездить по дорогам без страха угробить свой автомобиль, и куда уходят сотни миллионов гривен, которые выделяет государство на ремонт наших дорог.

80% украинских дорог в ямах – такова официальная статистика после зимы.

Большую часть дорог в Украине строили еще в 1960-70е годы с совсем другими нормативами по нагрузке. В среднем украинским дорогам более 40 лет. В целом протяженность дорог общего пользования составляет около 170 тысяч км, из них 149 тыс.км. дороги местного значения, и 21 тыс.км. дорог государственного значения.

В течение всех лет независимости состояние все этих дорог не поддерживалось капитальным ремонтом, что привело к полному физическому износу. Нужно было проводить текущий ремонт каждые пять лет, каждые 12 лет выполнять капитальный ремонт. Естественно этих сроков никто не соблюдал. Кроме того, в последнее время зима удивляет изменчивостью температур. Порой перепады бывают просто удивительными. Вода растекается по ямам, затем замерзает и разрушает покрытие. В то же время ливневки есть далеко не везде. Растет и нагрузка на дороги. Численность автомобилей растет вместе с грузоперевозками. За последние десять лет нагрузка на трассы росла по 5% в год. Все это приводит к разрушению дорожного хозяйства, и если не принять срочные меры, то Украина вообще может потерять свои дороги.
кравтодоре говорят что трудятся, не покладая рук, но в виду недофинансирования исправить ситуацию не представляется возможным.

Этой весной «Укравтодор» принялся лихорадочно проводить ямочный ремонт дорог, которые с наступлением весны оказались в катастрофическом состоянии. При этом зачастую ямы на дорогах засыпались битым кирпичом, щебнем или просто грязью.

15 марта в «Укравтодоре» отчитались, что в стране осталось ликвидировать ямочность на 2% дорог общего пользования государственного значения.

Причины плачевного состояния дорог – недофинансирование, низкое качество материалов, а порой и банальная халтура, говорит Валерий Вырожемский, первый замдиректора по научной работе Государственного научно-дорожного института им. Шульгина. «У нас отличные технологии укладки асфальта, зато хромает качество материалов и работы, – объясняет он. – Вспомните трассу от Киева до Борисполя, которой уже 7 лет. Это пример хорошей работы – никаких уникальных технологий или рабочих, просто тотальный контроль за укладкой каждого сантиметра, недопущение халтуры – и вот результат». Современные технологии у нас тоже внедряются, но слишком опрометчиво. «Научились мы превращать цементобетон в щебёнку прямо на дороге. За границей так тоже строят, но не активно – присматриваются к технологии, чтобы оценить её спустя год-два-пять. У нас всё иначе: внедрили и давай применять везде, а там будь что будет».

Но в этом ли только причины всех наших дорожных бед.

Даже использование более новых технологий не позволяет Укравтодору сделать качественные долговечные дороги. Например, в ходе подготовки к Евро-2012 было потрачено очень много денег, при чем финансирование велось даже в тяжелое кризисное время. Те же построенные украинские автобаны М05 Киев-Одесса и М06 Киев-Чоп, как оказалось, так же быстро разрушаются и портятся, как и дороги, построенные десятилетия назад. Надо отметить, что в строительство трассы Киев-Одесса в 2003-2004 годах было вложено почти 3 млрд. грн. Хотя формально конкурс на строительство и ремонт дорог выигрывали другие компании, все они являются дочерними Укравтодору. Впрочем в последнее время ситуация несколько меняется. Как говорят чиновники, туда, где Укравтодор не может справиться с проблемой, приглашают подрядные компании. И вот тут становится понятно, почему дороги стоят так дорого, но качеством не блещут.

В самом Укравтодоре говорят, что дороги наоборот дешевые. По их данным, за 1 км дороги 4й категории платят около 5 млн. грн. Однако нужно отметить, что это условная цифра. Дороги бывают разные. Например, в 2011 году дорога первой категории обходилась в 40 млн. грн. Например, в Словении эта цифра равна 59 млн. грн, в Великобритании тратят 84 млн. грн, в Польше 87 млн., а в России 120 млн. Самыми дорогими дорогами являются швейцарские, каждый километр которых стоит 261 млн. грн. Впрочем, есть и другие цифры. В 2009 году в Украине было построено 7,8 км дорог, а затрачено средств 913 млн. грн. Таким образом, за каждый километр было уплачено 117,5 млн. грн. Так кому же верить в этой ситуации? На самом деле все очень просто. Дорожное полотно дорожает, причем не по дням, а по часам, а виной тому — «откаты».

Не секрет, что почти половина всех средств, выделяемых на строительство дорог, уходит чиновникам на «откаты». Что интересно – это уже не предположение, а вполне легальная статистика. Все суммы на решение межчиновничьих вопросов вкладываются в сметы дорожного строительства заранее и расходуют так, как будто это вполне нормальный процесс. Чуть ли не каждый день в прессе описывают новые случаи распиливания бюджетных денег, выделенных на дороги.

Ремонт дорог — это лакомый кусок для отечественных чиновников, так как туда ежегодно «закапываются» десятки миллионов гривен.

Об этом в эфире телеканала ТВi заявил журналист и общественный активист Андрей Капустин. Капустин считает, что ремонт дорог — одна из самых благодатных сфер для «левого» заработка.

«Сделать любую дорогу уже на один сантиметр — это значит, что несколько человек, которые имеют к этому отношение, стали миллионерами. Как это мы многократно видели\», — отметил эксперт.

По его словам, в Украине никто не контролирует процесс строительства и ремонта автодорог.

«Нет контроля. Во всем мире ремонт дорог — это лакомые куски. Туда закапывают миллионы, миллионы и десятки миллионов ежегодно», — сказал Капустин.

Напомним, Госфининспекция Украины обнаружила масштабные злоупотребления в Укравтодоре. Об этом сообщил председатель Госфининспекции Петр Андреев.

Речь идет о результатах проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, подчиненных Государственному агентству автомобильных дорог Украины (Укравтодор) в 2010-2012 годах. Сумма убытков, по словам Андреева, превысила 225 млн грн.

Если взглянуть на ситуацию в других странах мира, то лучшими дорогами признаны дороги Сингапура. Затем Франции, Гонконга и Швейцарии. Украинские дороги даже хуже российских и оказались на 137 месте из 144. Хуже Украины в этом плане только Молдова, Монголия и африканские страны. В тоже время Россия опережает Украину на 5 пунктов. Согласно данным Госкомстата украинские дороги не соответствуют требованиям ЕС по ровности на 51% и по прочности на 39%. Хотя Кабмин утвердил «Программу развития национальной сети международных транспортных коридоров» еще в 2006 году, однако она фактически до сих пор не выполнена. Было проведено полностью лишь 7 мероприятий из 44.

В странах Европы компаниями, которые строят дороги, дается солидная гарантия на пять-десять лет. В течение этого срока ремонт дорог проводится бесплатно. Стоит ли говорить, что в Украине этот срок значительно короче. За соблюдением норм эксплуатации следят облавтодоры. В случае если гарантия не истекла, а дорога стала рушиться, то комиссия из представителей заказчика и подрядчика устанавливает причину разрушения. Таковой может быть неправильная эксплуатация, ошибка в проекте, низкое качество материалов. Соответственно за ремонт расплачивается виновная сторона. Впрочем, в Украине случаев гарантийного ремонта не много.

Возможно, и в Украине стоило бы перенять кое-что из зарубежного опыта. По словам министра инфраструктуры Владимира Козака в Украине просто нет денег на ремонт дорог. Правительство ищет пути привлечения финансов. Если о платных дорогах говорить рано, то сегодня уже рассматривается вопрос партнерства государственных и частных компаний. Уже сегодня готовятся два закона, которые позволят не только привлечь инвестиции, но и установить серьезный контроль за развитием и качеством дорог.

Правительство говорит о реформировании Укравтодора, об увеличении финансирования на ремонт дорог и так далее и тому подобное, но ясно одно.

Дороги в Украине не улучшатся, если вкладывать в эту сферу больше денег, и не станут лучше, если мы вступим в Евросоюз. Улучшение наступит только тогда, когда перестанет работать система «откатов», когда исчезнет коррупция, когда во всей стране произойдут системные преобразования.

Только неизвестно, когда это случится и случится ли вообще.

28 марта 2013, 8:44
0
Версия для печати Отправить
«   »
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Новости

23:4622:4121:3620:4119:3218:5616:2314:2913:1711:4310:4610:039:268:4323:1521:5220:4118:5616:2314:2912:4311:2310:039:268:43
Все новости »

Другие рубрики