The Kiev Times - ежемесячная аналитическая газета и новостной сайт

Поворотная точка в истории Евросоюза

10 ноября 2015, 21:32
0
Версия для печати Отправить
Поворотная точка в истории Евросоюза

Какую цену назначил Кэмерон за сохранение ВБ в составе союза и удастся ли ему подтолкнуть эту махину к масштабным реформам?

Сегодня премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон направит председателю Евросовета Дональду Туску письмо, в котором он перечислит основные требования по изменению взаимоотношений между Великобританией и Евросоюзом. Это станет поворотной точкой в истории ЕС. По словам высокопоставленных британских чиновников, в самом письме вряд ли будет изложено что-то, о чем г-н Кэмерон ранее бы не заявлял на широкой публике. Важен сам жест, ведь он превращает в политическую проблему для всего Евросоюза то, что раньше было локальной проблемой внутренней политики г-на Кэмерона. Письмо представляет собой скрытую угрозу: в случае если Кэмерону не удастся достичь своих целей, Великобритания может проголосовать за выход из ЕС на референдуме, который власти обещали провести к концу 2017 года.

Общие настроения

До сих пор настойчивые требования Кэмерона пересмотреть условия членства Британии в ЕС не вызывали ничего, кроме досады. Никто не желает выхода Соединенного Королевства из союза, однако многие обвиняют британцев в том, что они отвлекают внимание от более серьезных проблем, вызванных кризисом мигрантов, и подогревают разногласия между членами еврозоны.

И это при том, что Британия даже не входит в еврозону, которая переживает кризис за кризисом, и не является членом Шенгенской зоны свободного перемещения. Зато, по мнению управляющего Банка Англии Марка Карни, страна может похвастаться одной из самых динамичных экономик в ЕС и тем, что, возможно, сумела извлечь набольшую выгоду из «четырех свобод ЕС» — свободы передвижения товаров, услуг, людей и капитала.

Однако раздражение по поводу британских капризов все больше сменяется осознанием того, что все эти кризисы — кризис еврозоны, миграционный кризис, проблема выхода Британии из ЕС — на самом деле связаны. Многие представители правящих кругов Европы теперь заявляют, что Евросоюз в его нынешнем виде потерял свою эффективность и что доверие к нему со стороны европейских граждан неуклонно снижается.

Правда, стоит отметить, что градус доверия Кэмерону среди самих британцев тоже невысок. Большинство вообще никак не связывает себя с Евросоюзом и проблемами выхода из него. Единственное, что по-настоящему занимает людей, так это проблема мигрантов. Пять лет назад Кэмерон рассуждал о том, что пока Британия остается членом союза, о контроле за собственными границами речи не идет. Сейчас он уже не поднимает вопрос свободы передвижения, а говорит только об ограничении права мигрантов претендовать на соцпособие. Однако именно тема миграционного кризиса и ограничения свободы передвижения может склонить неопределившихся граждан в сторону выхода из Евросоюза.

Отчасти общая настроенность против ЕС объясняется склонностью европейских чиновников много обещать и мало делать: они составляют грандиозные стратегические планы, которые, по их словам, изменят будущее членов союза, однако эти обещания остаются невыполненными. Зачастую это объясняется тем, что институты ЕС не обладают достаточными полномочиями, которые неизменно остаются в компетенции национальных правительств.

В то же время критики обвиняют Еврокомиссию в том, что она слишком неохотно прибегает к тем рычагам давления, которые ей все-таки подвластны, из страха вызвать недовольство национальных правительств. Получается такой замкнутый круг. В результате, несмотря на то, что единый рынок европейских товаров работает эффективно, единый рынок услуг существует разве что в зародыше. Склонность Еврокомиссии реагировать на каждый кризис стремлением найти способ разделить риски вместо того, чтобы минимизировать их, создает благоприятную почву для евроскептицизма.

Ошибки ЕС

Сейчас Еврокомиссия проталкивает проект единой системы страхования вкладов, игнорируя существенные различия в банковских системах разных стран и не в последнюю очередь — в порядках урегулирования неплатежеспособности должника и взыскания заложенного имущества, от которых зависит способность банков оперативно решать проблемы безнадежных долгов.

При этом при урегулировании кризиса мигрантов чиновники ЕС сделали ставку на навязывание обязательной системы квот вместо того, чтобы принять необходимые меры для укрепления пограничного контроля. Тем временем щедрая раздача европейских дотаций более бедным странам слишком часто оборачивалась финансированием коррумпированных политических режимов и закостенелых бюрократий, которые отказываются вставать на путь реформ, — сначала в Южной Европе, а теперь еще и в Центральной и Восточной.

Еврокомиссия в её нынешнем составе под председательством Жан-Клода Юнкера признает, что многие положения этой критики справедливы, и пытается решить эти проблемы путем разработки более целенаправленной политической программы. Но Комиссия не способна восстановить доверие к Евросоюзу в одиночку, в условиях, когда реальная власть остается в руках национальных правительств.

Толчок к реформам

Именно поэтому среди представителей европейских правящих кругов набирает популярность мнение, что требования Кэмерона пересмотреть условия членства Британии в ЕС — это возможность для гораздо более широкой реформы институтов Евросоюза, которая должна быть основана на тщательном анализе тех новых полномочий и рисков, которые должны быть переданы на наднациональный уровень для того, чтобы ЕС мог оправдать ожидания своих граждан.

У каждой страны свои цели. Некоторые разделяют стремление Британии повысить конкурентоспособность ЕС через расширение зоны общего рынка и заключение амбициозных соглашений о зонах свободной торговли; другие, в особенности страны в Скандинавии и Центральной Европе, которые также не являются членами еврозоны, поддерживают требования Лондона укрепить гарантии против рыночной дискриминации для членов ЕС, не входящих в зону единой валюты.

В то же время все страны еврозоны признают необходимость дальнейшей интеграции в области бюджетных процессов и бюджетных рисков, хотя и по-разному представляют себе, как этого можно достигнуть или какие дополнительные меры надзора экономической политики стран-членов со стороны ЕС для этого потребуются. Кризис мигрантов выявил необходимость выработки единой политики в отношении внешних границ ЕС. Однако именно наличие разных подходов и политических повесток создает возможность для компромиссов.

Вероятно, именно сейчас наступил лучший момент для достижения понимания, каким станет будущее Евросоюза: политические компромиссы, которых было бы невозможно достичь по отдельным вопросам, станут вполне реальными в рамках широкого пакета реформ, призванных одним разом разрешить многочисленные проблемы ЕС.

В случае успеха проект Европейского союза наполнится новым содержанием — обновленный ЕС сможет заручиться поддержкой избирателей и будет пользоваться доверием инвесторов. Конечно, для этого европейские лидеры должны будут продемонстрировать большую целеустремленность и готовность взять на себя риски, чем то, на что они оказались способны в последние годы. Но альтернативой этому может стать постепенный распад Евросоюза — начиная с возможного выхода Великобритании.

10 ноября 2015, 21:32
0
Версия для печати Отправить
«   »
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Новости

23:4622:3721:4620:4118:5616:2314:2912:3411:3310:469:378:4323:4622:4722:1921:4621:0120:4119:5318:5618:2317:2616:2315:2814:29
Все новости »

Другие рубрики