The Kiev Times - ежемесячная аналитическая газета и новостной сайт

Как исправить ситуацию с курсом валют в Украине — аналитика

20 марта 2015, 18:46
301
Версия для печати Отправить
гривна

Во время недавней мартовской пресс-конференции на вопрос журналистов относительно динамики обменного курса гривны премьер-министр Украины Арсений Яценюк «отморозился» и отправил журналистов в Национальный банк Украины. Что характерно, в 2009 году такой же ответ получили журналисты от Юлии Тимошенко, премьер-министра того периода. Удивительно, так как это вопрос для студентов не самого старшего курса экономической специальности.

Рассмотрим, что знают студенты, и делают вид, что не знают, премьер-министры. Итак, факторы, которые влияют на обменный валютный курс, делятся на фундаментальные и краткосрочные неожиданные.

К фундаментальным факторам относятся: политические, экономические и общественно-психологические.

Фундаментальные политические:

  1. Вероятность изменения власти и экономического курса.
  2. Качество принятых решений исполнительной власти.
  3. Качество исполнения законов законодательной власти.
  4. Уровень коррупции при принятии законов и реализации решений в исполнительной власти.

Сегодня в условиях войны мы видим усилия внешних сил, направленные на то, чтобы подтолкнуть страну к «третьему майдану», или действия некоторых политических партий по расшатыванию ситуации в сторону проведения очередных досрочных выборов. Пойдет ли это на пользу стабилизации курса? Вряд ли. А влияют ли принятые законы на обменный курс? Безусловно.

Читайте: Как наблюдали солнечное затмение в разных странах мира (фото)

Чего только стоит закон о свободной экономической зоне в Крыму! Этим документом фактически был открыт официальный канал бестаможенного вывоза товаров из Украины. В итоге мимо бюджета, который наполняется за счет введения налогов на пенсии, запущены колоссальные товарные потоки. Могло ли это быть принято без использования коррупционных схем? Маловероятно.

Также вызывают много вопросов относительно новые экономические взаимосвязи и местные «регулирования» между оккупированными районами Донбасса и Украиной. Неужели непонятно, что идет бизнес на крови? Если кто думает, что это временное явление, то посмотрите на Приднестровье – серая экономическая зона, через которую уже два десятилетия идет контрабанда и наркотрафик. Она существует уже два десятилетия, экономически подрывая товарные потоки Молдовы и Украины. Имеет ли все это влияние на валютный курс? Безусловно! Находятся ли эти вопросы в компетенции НБУ? Нет.

Фундаментальные экономические:

  1. Государственное регулирование (таможенные ставки, квоты, лицензии, налоги, инвестиционная среда).
  2. Макроэкономические (динамика: валового внутреннего продукта, безработицы, индекса потребительских цен, индекса цен товаропроизводителей, индексов обслуживания внешних долгов).
  3. Финансовые (уровень реальной процентной ставки, соотношение спроса и предложения валюты на внутреннем рынке, динамика валютного курса по соотношению паритета покупательной способности с основными торговыми партнерами, нормы резервирования привлеченных банками ресурсов и денежные интервенции НБУ на рынках).

Ясно, что государственное регулирование квот, лицензий, налогов и таможенных ставок в компетенцию НБУ не входит. Каждый из этих инструментов есть оружие в руках правительства по отстаиванию национальных интересов. Так, например, сегодня в развитых странах квотирование – основной инструмент демонополизации рынков и защиты внутреннего товаропроизводителя.

Что внятного мы слышали от правительства на эту тему? Таможенные законы принимаются таким образом, чтобы оставлять «лазейки для избранных». Можно ли считать справедливой существующую запутанную систему налогообложения – большой вопрос. Каждый директор и главный бухгалтер даже мелкого предприятия в Украине – потенциальный клиент многочисленных следственных органов.

Макроэкономические факторы – самые обсуждаемые в прессе. Однако для того чтобы не рос индекс цен товаропроизводителей, необходимо создать конкурентную среду в каждом сегменте рынка в каждом регионе. За последние 20 лет мы имеем процессы монополизации как вертикально интегрированных структур, так и создания преференций для избранных в конкретном регионе.

Например, решил монополист «Киевмлын» поднять цены на хлеб (мука прошлого урожая, тарифы на энергоносители еще не выросли, зарплаты не пересматривались), и цена на хлеб все равно выросла. Местные депутаты вместо того чтобы демонополизировать рынок, раскрыть его для других поставщиков, втягиваются в бесплодную дискуссию о себестоимости и сносят МАФы, чтобы, не дай бог, монополисту не начали мешать.

В последнее время много внимания уделялось действиям НБУ в резервной политике, политике кредитования дефицита бюджета и государственных монополий, неудачным попыткам административных ограничений на рынке. Конечно, эти факторы имеют влияние, но они не всесильны.

Фундаментальные общественно-психологические:

  1. Степень доверия к действиям власти.
  2. Степень доверия к банковской системе.
  3. Инфляционные ожидания.
  4. Степень доверия к национальной валюте.
  5. Корпоративные новости (уровень доходов, создание/сокращение рабочих мест, маркетинг новых видов продукции).

Из этой группы факторов сейчас идет только негатив. Фактически нарушена позитивная связь между властью и обществом. По телевизору – в основном похороны и журналистские расследования о новых примерах воровства из бюджета.

Кто слышал о технологических прорывах украинских товаропроизводителей? Где на рынке объявления о наборе нового персонала в связи с увеличением объемов производства? В стране существуют хоть какие-то позитивные новости? При нынешних инфляционных ожиданиях народ запасает муку, соль, мыло и спички. И верит только в свой огород, который прокормил большинство населения в лихие 90-е.

Читайте: Евросоюз может постигнуть участь Украины, — Яценюк

В банковской системе за счет массового банкротства финучреждений идет негласная конфискация валютных депозитов людей и оборотных средств предприятий (мелкие предприниматели – самый незащищенный класс), что ведет к новым виткам явной и неявной безработицы. Недоверие к банкам дополняется почти полным отсутствием инструментов  негосударственного пенсионного страхования и страхования жизни.

Радостное сообщение о выведении с рынка очередного полностью разворованного банкротного банка у меня вызывает вопрос: сколько людей отправятся на государственное социальное пособие по безработице?

Власть занимается самоедством, устраивает перебранки между ветвями и институтами, убивает всякую веру, что можно что-то изменить к лучшему. Атака на главу НБУ больше напоминает не поиск компетентного решения сложнейшей экономической проблемы, а поиск виноватого. Очень грустно было наблюдать пару недель назад блокирование трибуны парламента во время отчета Валерии Гонтаревой, причем с участием не только политического клоуна, но и уважаемого члена общества финансовых аналитиков.

Краткосрочные неожиданные факторы:

  1. Форс-мажорные обстоятельства.
  2. Политические события.
  3. Высказывания политических лидеров.

Война с аннексией территорий в современном экономическом мире не предусмотрена никакими учебниками. Конечно, она угнетающе действует и на психологические ожидания, и на инвестиционный климат, и на экспортно-импортные потоки. Сегодня можно спорить до хрипоты, что дал «майдан» и «революция достоинства», но он точно повлиял на большинство перечисленных факторов. Поведение некоторых политических персонажей на популистских «ток-шоу» ничего, кроме непечатных выражений, не вызывает, особенно когда понимаешь глубину пропасти.

В сложившейся ситуации нет простого решения. Старые коррупционные схемы не сломаны, новые постепенно проталкиваются. Общество стремительно теряет свой потенциал.

Что хотелось бы услышать от НБУ:

  1. Последовательные шаги по упрощению ввоза в страну валютной выручки и поддержке экспортеров, и не только всесильных монополий, но и мелких производителей товаров и услуг.
  2. О создании правовых инструментов, которые не допустят возврата на рынок лиц, проявивших социальную безответственность в условиях войны и вывозивших свои капиталы, не пытаясь во что-либо инвестировать или спасать свой банковский бизнес.
  3. Об открытой и прозрачной процедуре реализации имущества, которое перешло в управление Фонда гарантирования вкладов физических лиц, и создании на основе этого имущества новых точек экономического роста.
  4. Об улучшении инвестиционного климата внутри страны и гарантиях инвесторам, что на этом рынке они не будут ободраны как «липки», и через время не уедут отсюда без капиталов и дивидендов.

И самое главное для людей – постоянный поток позитивных новостей: «требуются работники такой-то специальности». Необходимо создавать условия, чтобы труд был востребованным и высокооплачиваемым.

Когда сокращение персонала где бы то ни было преподносят как реформы – это преступление власти.

20 марта 2015, 18:46
301
Версия для печати Отправить
«   »
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Новости

23:4622:4721:3620:4118:5616:2314:2913:0112:2312:1410:469:599:268:4323:4622:4721:4620:4118:5616:3216:2314:2913:3312:4712:03
Все новости »

Другие рубрики