The Kiev Times - ежемесячная аналитическая газета и новостной сайт

Особый статус Донбасса: предательство или стабилизатор ситуации

2 октября 2014, 16:23
216
Версия для печати Отправить
Донецк

Принятые Верховной Радой Украины Законы Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской области» (далее – «Закон») и «О недопущении преследования и наказания лиц-участников событий на территории Донецкой и Луганской области» вызвали не меньший общественный резонанс, чем скандальные Законы 16 января 2014 года.

Читайте: Ситуация в Донбассе накаляется

Сейчас еще невозможно однозначно сказать являются ли они стратегическим проигрышем, однако считаю, что законы необходимо рассматривать в контексте сложившейся ситуации. Так, во – первых, Петру Порошенко необходимо элементарно выиграть время для решения проблем армии, таких как техническое оснащение, ротация, перегруппировка и прочее. Во – вторых, подписав 5 сентября 2014 года в Минске Протокол по результатам консультаций трехсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию мирного плана президента Украины Петра Порошенко и инициатив президента России Владимира Путина, Президент Украины взял на себя обязательство осуществить децентрализацию власти, в том числе путем принятия Закона об особом статусе. Не соблюдение этих договоренностей может окончательно «развязать руки» агрессору.

Анализ положений Закона приводит к мысли, что Президент Украины намеренно оставил лазейки для возможности признания его неконституционным. Так, абсолютно в разрез с Конституцией идет положение абз. 2 ст. 5 Закона «полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на внеочередных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим Законом, не могут быть досрочно прекращены».

К тому же склоняет и принятие Закона с нарушением процедуры: выключенное табло, мистическое изменение текста Закона, опубликованного на сайте Верховной рады, а также затягивание с подписанием Закона.

Читайте: Почему жители Донецка массово возвращаются город?

При этом замечу, что беспрецедентным является положение закона о том, что законодательство Украины в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на период действия особого порядка местного самоуправления действует с учетом особенностей, определенных настоящим Законом. То есть де – юре территория Украины де-факто не подчиняется законам Украины.

В целом можно сказать, что Закон вызывает больше вопросов, нежели ответов, что само по себе странно, так как отсутствие детализации многих положений в Законе, который, по сути, наделяет определенной автономией отдельные регионы, не может найти объяснения. Справедливости ради стоит отметить, что Президент определил данный Закон, как базовый, который должен быть детализирован специальными законами (на данный момент не обнародованными).

Первый вопрос, который приходит на ум при анализе норм Закона, а почему особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей вводится именно на три года и сможет ли он быть изменен по истечению этого срока?

Также сейчас абсолютно не ясно, в каком особом порядке будут назначаться руководители прокуратуры и судов, и какая роль при этом отводится органам местного самоуправления, что понимается под «введением отличного от общего экономического режима осуществления хозяйственной и инвестиционной деятельности». Не является ли создание народной милиции узакониванием ношения оружия сепаратистами.

Кроме того, нормы статьи 3 о запрете дискриминации, преследования и привлечения к ответственности лиц по поводу событий, которые имели место в Донецкой, Луганской областях, может освободить от ответственности не только тех, кто подвергся влиянию и был втянут в вооруженное противостояние, но и в условиях отсутствия доказательной базы ввиду ведения военных действий, тех, кто действует с прямым умыслом.

Читайте: Украина может выбраться из болота коррупции

Нормы статьи 8 Закона о трансграничном сотрудничестве между территориальными общинами, органами местного самоуправления отдельных районов с административно-территориальными единицами Российской Федерации, по сути, наделяют органы местного самоуправления правами субъекта международных отношений, что не допустимо даже при федеративной форме государственного устройства.

Кроме того, уже сейчас понятно, что вряд ли на внеочередных выборах депутатов районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских советов, сельских, поселковых, городских голов, которые согласно данному Закону назначаются на 7 декабря 2014 года, смогут победить проукраинские силы, так  как их вряд ли вообще допустят к этим выборам. А ведь именно эти органы в дальнейшем будут иметь всю полноту власти на указанной территории, кроме того, как мы уже выяснили, их нельзя будет лишить полномочий за принятие незаконных или неконституционных решений.

Остается надеется, что действия Президента Украины обдуманы и будут иметь ожидаемые результаты.

2 октября 2014, 16:23
216
Версия для печати Отправить
«   »
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Новости

23:4622:4721:3620:4118:5616:2314:2912:3412:0311:4310:469:599:268:4323:4622:4721:3620:4118:5616:2314:2912:3411:4310:469:59
Все новости »

Другие рубрики