The Kiev Times - ежемесячная аналитическая газета и новостной сайт

Модель децентрализации от Яценюка не усовершенствована

7 августа 2014, 7:13
7
Версия для печати Отправить
Владимир Лановой

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил о том, что правительство готовит законопроект о бюджетной децентрализации, а именно о передаче местных органам власти прав на бюджетную автономию. Подробнее на эту тему корреспондент The Kiev Times пообщался с бывшим министром экономики Владимиром Лановым.

— Какой должна быть модель бюджетной автономии, чтобы быть эффективной?

— Пока что правительство не предложило завершенной модели. Такой, которая была бы согласована между центром и регионами. Не только с точки зрения налогового перевода поступлений в местные бюджеты, но и в других вопросах.

Читайте: Крым — непосильная ноша для России

Насколько я понял со слов премьер-министра, два налога хотят оставить для местных бюджетов. Однако, непонятно для какого уровня местных бюджетов. Непонятно также, какие функции будет выполнять местная власть в финансировании разного типа своих потребностей. Будет ли это образование или обустройство населенных пунктов, или финансирование правительственных структур на местах. То есть, полномочия органов местной власти, которые будут финансироваться теперь самой местной властью, не определены. И потом: я не знаю, почему взяты именно такие налоги. Думаю, что налоги на заработные платы тоже должны идти в местные бюджеты. Дальше: налоги за полезные ископаемые должны идти частично в местные бюджеты, а частично — в центральные. Местный бюджет не позволит, например, добывать сложные ядерные или урановые газы, которые могут быть опасными для здоровья.

Много еще остается вопросов, которых пока что правительство не ставит перед собой, а потому разные регионы будут в разном положении и финансовом обеспечении. И, конечно же, будут вступать в конфликты с центральной властью относительно проектов, которые будут разрабатываться на их территории.

Очень много белых пятен, и так просто перейти к механизму самофинансирования местных общин, не просто.

— Яценюк дает посыл местным органам власти: чем больше будете работать, тем больше будете зарабатывать. Насколько это возможно?

— Для того, чтобы так было, нужно не делить налоги. В политическом обществе и в предыдущие периоды власти есть такой подход, что нужно рассчитать потребности регионов, а потом каждому региону нужно установить тот норматив, по которому налог расщепляется между местной и центральной властью.

Если для всех регионов, для всех местных советов будут даны права получить полностью (100%) определенный налог (пусть один, но одинаковый для всех), то тогда действительно, будет привлечение бизнеса, создание рабочих мест, расширение использования земельных, природных ресурсов или полезных ископаемых, что приведет к увеличению доходов в бюджет. Такая терминология правильная.

Если регион хочет создать больше рабочих мест и увеличить зарплаты своим жителям, то нужно сбросить местные налоги. Если же хотят снизить налоги в местный бюджет, то тогда нужно снимать полностью налог на своей территории. Все зависит от того, какие цели ставит перед собой местная власть. В одних регионах есть очень много безработных и там должны быть заинтересованы в создании рабочих мест, в других — больше пенсионеров, некому работать, и безработных мало. Там, очевидно, интересы местной власти будут работать по-другому.

Читайте: Ополченцы обречены

— Премьер-министр говорит о том, что его проект позволит местным общинам менять местную власть, как неэффективную (поскольку она выбирается общинами), если местная власть будет работать плохо, а регион, соответственно, мало зарабатывать. Эффективный подход?

— Это решать общинам, местному населению — с каким мэром, председателем или чиновником им лучше — с тем, который больше строит или с тем, который больше выплачивает больше социальных выплат. Главное, чтобы выборы были как можно частыми, не затягивались, и чтобы не было подкупа избирателей. Иначе, можно ничего не делать для своей территории, а оставаться «оперным» руководителем.

— По словам Яценюка, правительство готово передать на места, а именно на обслуживание в банковскую систему средства, которые сейчас обслуживаются исключительно казначейством. Что это означает на практике?

— Есть государственное казначейство, которое в режиме платежной системы переводит деньги со счетов, которые открыты в кредитных учреждениях в разных городах и населенных пунктах Украины и по этой платежной системе деньги поступают в центральный фонд казначейства. То есть, премьер-министр говорит о том, чтобы налоговые деньги (платежи, пошлины и сборы) поступали не на счета государственного казначейства, а на другие счета, которые будут открыты в местных банках. Это вполне логично, что все финансовые системы (платежная, налоговая, бюджетная) будут подконтрольны местной власти, и под это будут использоваться местные кредитные учреждения. Получится ли построить эффективную банковскую систему на местах — сейчас сказать трудно. Разные населенные пункты по-разному подготовлены к местному самоуправлению и финансовой автономии, к качественному распределению денег, к качественному проектированию социальных или производительных потребностей. В одних городах это эффективно, в других — нет.

Это не простой процесс, он не может выполняться автоматически или механически. Нужно обеспечивать эффективное местное самоуправление и соответствующую систему контроля над тем, чтобы придерживались законодательства, чтобы было отсутствие различного рода правонарушений, не было использования денег не по назначению.

— Кто будет на местах определять эти банки? И кто будет выступать гарантом, что тот или иной банк не исчезнет, не «лопнет», не обанкротится?

— Такие случаи обязательно будут. Многим кажется, что в стране все «в ажуре», все оптимальные, «чистые» и честные. У нас даже во время войны предают, на поле боя, не то, чтобы в мирное время. Еще набьем себе много шишек, прежде, чем поймем, что нужно построить всю эту систему — прозрачную и контролируемую, чтобы не получить те результаты, о которых вы говорите. Это должны быть системные решения, а не просто передача денег и полномочий на места.

Читайте: Проект «Новороссия»: как уничтожить Украину

— Премьер-министр Украины говорит о том, что местная власть будет иметь полномочия принимать решения относительно самостоятельного взятия кредитов от международных финансовых организаций, если те будут считать, что регионы способны их погасить. Кто сегодня из международных организаций знает досконально структуру той или иной области, того или иного региона? Как можно на практике реализовать, что, условно говоря, швейцарский банк выдаст кредит, условно говоря, Тернопольской или Житомирской области?

— Правильно ставится вопрос. Не может быть самофинансирования без определенных условий и гарантий. Сегодня гарантом получения кредита Львовом или Павлоградом является правительство (в рамках проекта Мирового банка или Европейского). А вот в мире — действуют другие механизмы, когда местная власть гарантирует возвращение международных кредитов определенными страховыми механизмами. В мире существует целая сеть страховых организаций относительно муниципальных систем. Нам нужно еще понять такой тип организации, кто именно будет страховать такие кредиты, какие проценты они будут брать за это. Все равно это придется делать. Нельзя, чтобы местная власть только и делала, что ездила в Киев и привозила оттуда деньги. Это не работа для такого типа руководителей, тогда они просто курьеры и паразиты на шее у центральных органов власти.

Читайте: Самые дорогие политические бренды

— Не вызовет ли такая реформа дисбаланс в стране? Ведь страна многогранна, в каждом регионе свои ресурсы, население, инфраструктура. Регионы могут мало зарабатывать не потому, что там неэффективные руководители, а по своей природе — отсутствие полезных ископаемых, ресурсов, крупных предприятий…

— Механизм децентрализации настолько сложный, что, например, в Польше ее приравнивали ко всей экономической реформы (настолько сложной она была, как впрочем, впоследствии и оправданной).

Дело еще и в том, что разные регионы имеют разные экономические мощности. Например, Полтавская область дает больше всего прибыли бюджету по расходным статьям, то есть, в регионе самая эффективная экономика. Чего не скажешь о Донецкой области — ее экономика неэффективна. У каждого региона свои возможности по обеспечению уровня проживания населения и уровню социальных требований. Поэтому в мире, в странах, где есть децентрализация, создаются фонды помощи депрессивным регионам, городам и населенным пунктам. Такие фонды утверждаются парламентом рядом с бюджетом, помогая не всем регионам, а те, которые определяются, как депрессивные. То есть, обязательно с децентрализацией должен идти процесс создания страховых механизмов.

7 августа 2014, 7:13
7
Версия для печати Отправить
«   »
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Новости

23:4622:4721:3620:4118:5616:2315:1814:2913:3313:0112:3412:0311:4310:469:599:268:438:0123:3322:4721:3620:4118:5616:2314:29
Все новости »

Другие рубрики