Сегодняшнее заседание Верховной Рады заставило засомневаться в желании народных депутатов разрешать кризис в Украине. Их работа, мягко говоря, была неэффективной.
За два часа работы народные избранники только и того, что смогли сформировать повестку дня, и внести к нескольким законопроектам пару-тройку поправок. А еще работа парламента засвидетельствовала — парламентского большинства у новой власти нет. Едва ли не каждое голосование проваливалось, и едва ли не после каждого голосования спикер Александр Турчинов призывал коллег быть собранными, «возвращаться в зал», «не ходить по коридорам» и «не забывать, что законы принимаются в зале парламента, а не в его кулуарах».
Читайте: Украинцы не изберут президента, который обеспечит мир, — Сергей Гайдай
О чем можно говорить, если за решение приостановить досрочно полномочия народного депутата Украины (фракция Партии регионов) Вадима Колесниченко (и потому, что он оказался де-факто на территории другой страны, и написал соответствующее заявление по собственному желанию), парламентарии приняли только со второй попытки. При этом представители новой власти «надували щеки», дескать, Колесниченко — один из самых больших врагов Украины…
А ведь начиналось все очень важно. Депутаты (во время традиционных парламентских выступлений) говорили о том, что нельзя допустить раскола страны, нужно пресечь военную агрессию соседней страны, о том, что нужно немедленно принимать решение о руководстве Национальной гвардии. Лидер фракции УДАР Виталий Кличко заявил: нужно подключать вооруженные силы Украины, поскольку в Донбассе действуют диверсанты из соседней страны, а не украинский народ.
Читайте: Румыния не оправдала надежд Украины
Удивило выступление лидера «Свободы» Олега Тягнибока, который заявил о том, что повестка дня заседания — это издевательство. «Где решительные действия? Где наша Национальная гвардия? Где 7 млрд грн, которые мы перечисляли на армию? Доколе мы будем тут сидеть и протирать штаны, когда на нашу страну откровенно нападают?!» — с трибуны вопрошал Олег Ярославович.
На деле же вышло так, как описано выше: два часа ушло на формирование повестки дня, а из трех законопроектов, которые успели рассмотреть до 12:00, депутаты утвердили только один — относительно упрощенной процедуры для открытия бизнеса. Правда, и этот законопроект подавался еще бывшим правительством и Николаем Азаровым.
Законом устанавливается механизм регистрации юридических и физических лиц-предпринимателей путем подачи электронных документов без обязательного использования электронной цифровой подписи. Отменяется законом и обязательность изготовления и использования печати. Объясняется это тем, что оборудование для изготовления печатей сегодня легко подделать. Учтено, что когда новому руководству предприятия не передают печать, то новое руководство лишается возможности управлять предприятием, а предыдущее руководство (владеющее печатью) продолжает контролировать бизнес. Кроме этого, отменяется регистрационный сбор за проведение государственной регистрации юридического лица и физического лица-предпринимателя.
Депутаты не включили в повестку дня постановление о необходимости принять меры для стабилизации курса национальной валюты. Не собралось голосов и на то, чтобы включить в повестку дня постановление о проведении президентских выборов в условиях чрезвычайного и военного положения. Но внесли в повестку дня (со второй попытки) тему усиления криминальной ответственности за размещение на территории Украины государственных символов других государств.
Примечательно, что в проекте народного депутата Украины (фракция «Батькивщина») Сергея Соболева «об обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированной территории Украины» (был поддержан в первом чтении 20 марта), тремя депутатами от «Батькивщины» — Сергеем Терехиным, Андреем Шевченко и Николаем Катеринчуком — были внесены три поправки, но и они были провалены на голосовании. Еще одна поправка, народного депутата Украины (фракция «Батькивщина» Владимира Арьева, была принята с третьей попытки.
Затем Александр Турчинов объявил перерыв для того, чтобы провести встречу с лидерами фракций.