The Kiev Times - ежемесячная аналитическая газета и новостной сайт

Евразийство как вызов времени

30 мая 2013, 12:43
0
Версия для печати Отправить

Известный политический публицист, профессор Великотурновского университета
им. Св. Кирилла и Мефодия, доктор философских наук из Болгарии, МинчоМинчев одну из своих статей посвятил идеологии евразийства, озаглавив ее: «Евразийство как национальная судьба». Если о евразийской идеологии задумывается болгарская профессура, не будет лишним и нам взглянуть на концептуальные основы этой доктрины, тем более что к ее появлению на свет имели отношение и выходцы из Украины.

Что такое «евразийство»?

Это философско-политическое и культурно-религиозное течение, зародившееся в среде белогвардейской эмиграции 1920-1930-х гг. Главный постулат евразийцев заключался в отрицании универсальности романо-германской цивилизации и европоцентризма (под Европой они понимали западные страны). Проповедуемому  «западниками» стремлению интеграции на Запад евразийцы противопоставляли идею интеграции на Восток – с тюркскими народами.

Евразийцы указывали на присущие западной культуре абсолютистские черты, когда только европейское и западное считается стоящим внимания, а глубины арабской, индусской, персидской, славянской мысли высокомерно отвергаются.  Нет культур высших и низших – есть различные, такова была позиция евразийцев. Для них романо-германская цивилизация – лишь одна из многих, не хуже и не лучше других. Русь у евразийцев – носитель самобытного культурно-исторического типа, не Европа и не Азия, а Евразия не только в географическом, но и культурно-психологическом типе. Это особая евразийская цивилизация, страна-континент, обладающая огромным территориальным размахом от Карпат до Тихого океана,  выступающая мостом между Европой и Азией, и не принадлежащая полностью ни той, ни другой.

Отношение к Золотой Орде

В отличие от господствовавшей в историографии точки зрения о монголо-татарском иге, как о катастрофе, евразийцы с большей симпатией относились к Золотой Орде, чем к Западу. Вспоминая отказ Александра Невского принять католичество и выбравшего вместо этого временную подчиненность золотоордынским ханам при сохранении православной веры, евразийцы утверждали, что, когда приходит Запад, он забирает и материальные богатства, и душу. Монголы же условием своего вассалитета не делали принятие чужеземцами их веры, поэтому золотоордынским ханам было все равно, какую религию исповедуют их подданные – буддизм, православие или ислам. Для евразийцев подчиненность Руси Золотой Орде уберегла ее от духовного поглощения Западом, вплоть до смены вероисповедания.

Для евразийцев политическая природа Руси – это гармоничное сочетания Леса и Степи, но не в топонимическом, а ментальном смысле, т. е. мировоззренческий симбиоз народов-земледельцев и народов-кочевников, славянского и тюркского элементов. На этом синтезе и строилась политическая жизнь Руси.

Идеи евразийцев

Среди первых евразийцев мы видим сразу нескольких уроженцев Украины – геополитик Петр Савицкий, музыковед Петр Сувчинский (кстати, этнический поляк), богослов Георгий Флоровский. Каждый из них привнес в евразийство что-то свое.

П. Савицкий писал, что Россия-Евразия как  континентальная масса всегда будет испытывать на себе враждебную политику со стороны  англосаксонской цивилизации, рвущейся к мировой гегемонии, достичь которой возможно только через ослабление России-Евразии. В своей статье «Евразийство как исторический замысел» Савицкий писал: «Русский мир евразийцы ощущают, как мир особый и в географическом, и в лингвистическом, и в историческом, и в экономическом и во многих других смыслах. Это «третий мир» Старого  Света, не составная часть ни Европы, ни Азии, но отличный от них и в то же время им соразмерный».

П. Сувчинский свои сочинения посвящал истории и генезису русской музыкальной культуры, а также философскому осмыслению политических процессов. Он указывал, что русская культура почвенна, завязана на традиции, и отрыв от традиционных устоев есть катастрофа, о чем возвестила революция 1917 г.

Г. Флоровский как теолог больше внимания уделял религиозным вопросам. «Самым православным из современных русских философов» называл его выдающийся представитель русской религиозной философии Николай Лосский (тоже, к слову, этнический поляк). Г. Флоровский издает книгу «Достоевский и Европа» и выступает в качестве соавтора евразийских сборников «Россия и латинство», «Евразийские тетради», «Континент Евразия», «Монголы и Русь» и др. В статье «О народах неисторических» о. Георгий детально останавливается на этой проблеме, критикуя «западников» за слепое поклонение чему угодно, лишь бы оно было западного толка, указывал на опасность проникновения западного влияния на территорию Украины, в т. ч. в духовную сферу, что выражалось в униатстве, как идеологическом искажении православной веры. Впоследствии Г. Флоровский отошел от евразийства. Он разделял цели первых евравзийцев, но не разделял видение тех путей, которыми они шли к этой цели.

Призывы первых евразийцев повернуться к Востоку приобретают как раз сегодня особую актуальность. На Восток уже поворачиваются Соединенные Штаты, но не для дружеского диалога цивилизаций, как это предлагали евразийцы, а для подавления своего конкурента – Китая, и установления контроля над Юго-Восточной Азией, куда смещается центр мировой политики.

Возрождение  евразийства

В 1990-е с инициативой возрождения евразийской идеологии выступил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Прозападному Ельцину такие инициативы были неинтересны. Другое дело сейчас, когда много говорится о Евразийском и Таможенном союзе, Евразийском экономическом сообществе и т. д. Участие в этих проектах принесет Украине немалые экономические и политические дивиденды. Противники этой идеи утверждают, что Евразийский союз – это химера.

Тогда укажем, что даже среди европейского политического бомонда есть поклонники этой идеи. Бывший президент Еврокомиссии Романо Проди считает Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс) кластером, который скрепит Европу и Азию. Экономическими кластерами в данном случае можно назвать такие межгосударственные союзы, как АТЭС, БРИКС и т.д. Сегодня мелким национальным экономикам выжить очень сложно, и это накладывает свой отпечаток на геополитическую ситуацию в мире. Отмечается появление геоэкономических кластеров и макрорегионов (Евросоюз, Южная Америка). В современном мире кластеры определяют и экономику, и геокультуру, и политику. В наши дни можно наблюдать тенденцию к многополярному мироустройству, то есть существование сразу нескольких соперничающих друг с другом центров политической и экономической силы. Такими центрами на сегодняшний день уже являются ЕС, США и Китай.

В свое время германский гео­политик Карл Хаусхофер выдвинул теорию «больших пространств».  По его мнению, самостоятельными могут быть только крупные геополитические блоки — «большие пространства». Таким блоком был СССР, таким блоком являются сегодня ЕС, США, Китай.

Стремящимся к планетарному господству США выгодно провоцировать на окраинах крупных государств сепаратистские тенденции, чтобы расколоть конкурентные «большие пространства» на мелкие куски. Евразийство как раз и предлагает превратить Евразию в большое геополитическое евразийское пространство, собрав воедино все осколки. Для проведения самостоятельной политики страны евразийского пространства, которое практически полностью совпадает с границами бывшего Советского Союза, должны объединяться в мощный геополитический организм.

Самоизоляция и сидение в глухом углу – это путь в никуда. Пора осознать, что пришло время «больших пространств».

30 мая 2013, 12:43
0
Версия для печати Отправить
«   »
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Новости

0:1323:4622:4722:1921:0120:4119:5318:5618:2317:2616:2315:2814:2913:3313:0112:3411:4310:469:599:268:430:1623:4622:4722:19
Все новости »

Другие рубрики