The Kiev Times - ежемесячная аналитическая газета и новостной сайт

Сланцевый газ и ответственность Shell

3 апреля 2013, 14:24
0
Версия для печати Отправить
shell

Всякий раз, когда с Украиной перестает общаться демократический мир, она совершает нечто, что требует как минимум широкой общественной дискуссии. В прошлом году Украина избавилась от остатков украинского ядерного потенциала в обмен на лояльность США, а в новом году отдала две области (Донецкую и Харьковскую) на откуп компании Shell, которая собирается добывать сланцевый газ, – в обмен на инвестиции и возможность снизить энергетическую зависимость от Кремля.

Само подписание договоров в Давосе было эффектным. Но сложно разделить радость власти, и не только потому, что зачастую эта радость не имеет ничего общего с благосостоянием государства, но в первую очередь оттого, что народ Украины до сих пор не понимает, что именно власть подписала – текст соглашения до сих пор не опубликован.

Выглядит по меньшей мере странным тот факт, что соглашение с Shell до сих пор не стало предметом бурного обсуждения – ведь добыча сланцевого газа связана с целым рядом плохопрогнозируемых экологических рисков. А экологические риски логично ведут за собой возможные социальные протесты и даже (как это произошло во Львовской области силами ВО «Свобода») неповиновение депутатов местных советов с их театральными попытками заблокировать стратегически важные для президента решения.

Несмотря на то что важность сланцевой кампании сложно переоценить, общественная дискуссия по этому поводу началась лишь после Давосского подписания и зачастую носит иррациональный характер. Хотя, согласно Конституции Украины, земля и недра – наша общая собственность, складывается такое впечатление, что топ-чиновники, уже принявшие решение и оформившие карт-бланш на бурение, стараются как можно быстрее и тише протащить это решение через все бюрократические процедуры.

В подконтрольных Донецке и Харькове все почти так и произошло. Почти, если не считать нарушения процедуры, что в дальнейшем и может стать ахиллесовой пятой всего сланцевого проекта.

Итак, 17 января в Харькове (и ранее, 16 января в Донецке) сессия областного совета согласовала проект договора о распределении углеводородов, которые будут добываться в пределах участка Юзовский (Харьковская и Донецкая области). При этом мнение общественности, которая выступала против текущего проекта, традиционно было «умножено на ноль».

Решение депутатами правящей фракции было принято в рекордно короткие сроки большинством голосов: за — 86 депутатов, против — семеро, один воздержался, четверо не принимали участия в голосовании (в Донецке «за» проголосовали 106 депутатов из 137). После заседания Олег Проскуряков (новый министр экологии Украины, который лично присутствовал на сессиях и Донецкого, и Харьковского областных советов) заверил в том, что соглашение между государством, Shell Exploration and Production Ukraine Investments BV и ООО «Надра Юзовская» будет подписано до конца января. При этом он пообещал, что проголосованное соглашение регулирует только (по словам министра, «всего лишь») юридические отношения между инвесторами и государством. А сам проект разработки будут готовить позже. Именно в этом документе, обещает министр, будут учтены все экологические, геологические и сейсмические риски. И лишь тогда, когда проект разработки утвердят на всех уровнях, компания Shell приступит к работе.

Однако, согласно Закону Украины «О соглашениях о распределении продукции», недавно отредактированному по требованию инвесторов, с последних снимается ответственность в ситуациях, когда ущерб возникает из-за природного явления, а не отступления от технологических норм. Подобные поправки создают возможности для лавирования и юридические лазейки, позволяющие избежать ответственности.

Кроме того, согласно проекту соглашения, инвесторы платят исключительно следующие налоги: налог на прибыль предприятий, НДС и плату за пользование недрами. Инвестор также обязуется администрировать налог на доходы физических лиц, обеспечить взносы на общеобязательное социальное страхование. (ч. 28.1). Компании-инвесторы не подлежат налогообложению платой за землю, рентной плате за добытый газ, пошлиной, экологическим налогом, сбором за специальное использование воды, сбором на обязательное государственное пенсионное страхование, включая сбор по приобретению недвижимого имущества и отчуждение автомобилей, сборами при покупке или продаже иностранной валюты, с услуг мобильной связи (ч. 28.2.2).

Но и это еще не все. Удивительным образом государство рекордно ограничивает свои права во взаимоотношениях с инвестором. Так, независимо от потенциальных изменений в украинском законодательстве оператор-инвестор имеет привилегию на 16%-ный налог на прибыль с начала 2014 года (п. 28.5.17). А если, например, он в сроки не получает возмещение НДС, на казначейство начисляется пеня в размере 120% учетной ставки НБУ за каждый день просрочки (п. 28.6.13). Кроме этого, на инвестора не распространяется действие каких-либо нормативных актов правительства или органов местного самоуправления, если они ограничивают права инвестора (п. 23.2.5). Проверки деятельности инвестора должны осуществляться одним государственным органом не чаще чем раз в три года, а их длительность не должна превышать 10 дней без права пролонгации (ст. 9). Потенциальную опасность для интересов государства, бюджета и отдельных граждан может представлять и право инвестора на бесплатное пользование водой, необходимой для нефтегазовой деятельности (п. 7.1.К), право иметь доступ к земельным участкам вне Договорного участка без приобретения права собственности (п. 7.1. L). Также инвестор имеет право без таможенных платежей, без квот, лицензирования, других ограничений, налогов и сборов, ввозить и вывозить за пределы Украины товары и услуги, необходимые для осуществления добывающей деятельности (пп. 7.1.P и Q.).

Чем же подкреплено такое беспрецедентное доверие нашего государства к транснациональной корпорации? Казалось бы, оснований для этого нет никаких – как выяснилось на заседании Общественного совета еще 12 декабря 2012 г., Shell даже не собирается проводить никаких экологических экспертиз на выделенной территории. Комплексного анализа воздействия на окружающую среду, подкрепленного выводами экспертов, не будет, поскольку в Украине такой анализ законодательно не предусмотрен, а отдельных запросов на его проведение якобы не поступало. То есть фактически транснациональная компания собирается начать опасные разработки на территории двух областей Украины, не имея на руках даже экологической экспертизы. При этом ее представители и украинские чиновники убеждают нас в том, что нам стоит просто довериться Shell.

Представитель компании Shell Татьяна Бобровицкая в качестве аргумента использовала только масштабы компании, которую представляет. Вопросы экологов о небезопасной технологии, которой будет пользоваться Shell, зачастую не находили ответов. Если, конечно, не считать ответом: «Специалисты Shell возникновение такой проблемы не считают возможным».

В целом, по мнению экологов, подход Shell к добыче газа из уплотненных песчаников в Украине напомнил главы из книги Джона Бизанта и Яна Кумминса «Shell шокирует мир», посвященные тому, как эта компания уничтожила природные ресурсы Нигерии и довела эту африканскую страну до состояния экологической катастрофы. Напомню, в Нигерии Shell добывает не газ, а нефть. Периодически там происходят утечки. Нефть разливается в море, но так как она не достигает берегов Нигерии, Shell отказывается платить компенсации. Но море – это то, что кормит местных жителей, то, что их окружает, а также часть нашей общей экосистемы. Все это, впрочем, совершенно не убеждает Shell отвечать за содеянное – юридически («всего лишь») они правы.

Однако на самой сессии мнение экологов озвучено не было, и это нельзя считать простой недоработкой – ведь в условиях цейтнота экспертное мнение могло бы немало помочь депутатам в освоении проблемы. Более того, депутатов вообще не поставили в известность о том, что в Харькове состоялось заседание Общественного совета при Госуправлении охраны окружающей природной среды, на котором Общественный совет, по сути, выразил недоверие представителю компании Shell и заявил о невозможности согласования проекта добычи углеводородов в границах Юзовской площади без досконального изучения экологических последствий ее деятельности.

Вместо этого радужные экологические перспективы на сессии перед депутатами озвучила штатный эколог городского совета.

Тем не менее, судя по уже подписанным указам министерств и проведенной работе на уровне облсоветов, Shell все же будет добывать газ в Украине. Это кажется неизбежным. Во-первых, требовать отмены добычи сланцевого газа поздно – люди, которые стоят за ООО «Надра Юзовская», уже не отступят, да и Shell не похожа на компанию, которая так просто уйдет с рынка. Во-вторых, действительно сложно доказать, что сланцевый газ – это лишь вред, если обратить внимание на мировые тенденции или хотя бы на наших соседей-поляков, которые начали разработки подобных проектов в этой сфере раньше нас.

Важно однако понимать, что, судя по тому, каким образом ведут себя представители Shell и украинские топ-чиновники, ситуация с добычей сланцевого газа будет развиваться у нас не по польскому, а по нигерийскому сценарию. Потому что так дешевле для Shell, а также потому, что таковы особенности местного, украинского, бизнеса и таковы политики, не умеющие думать даже на одно поколение вперед.

Нужно учитывать, что Shell – огромная копания, которая ведет себя на территории чужой страны так, как ей позволяют себя вести. Глупо и безответственно обвинять в том, что произошло в Нигерии только топ-менеджмент Shell. Виноваты, прежде всего, нигерийские чиновники, которые не предусмотрели механизмов ответственности для транснациональной корпорации. Сиюминутная, тактическая выгода – вот что двигало людьми, принимающими решения. Но практика и существующий проект соглашения показывают, что наша власть ничуть не лучше. Учитывая катастрофически низкую наполняемость бюджета, украинские чиновники готовы отдать в эксплуатацию компании с небезупречной репутацией заповедные земли (границы Юзовской площади накладываются и на территории природоохранных зон), при этом не потрудившись ознакомиться с документами, ведь информации о соглашении, которое 17 января утвердили депутаты облсовета, крайне мало. Депутатам и журналистам раздали только краткое содержание – на двух страницах мелким шрифтом. При этом текст соглашения, по словам главы облсовета Сергея Чернова, насчитывает свыше 700 страниц, и содержание этих 700 страниц известно немногим. При этом большая часть посвященных жить на территориях, которые, вполне вероятно, будут превращены в зону экологического бедствия, не собираются.Потому неудивительно, что на заседании областного совета в Харькове некоторые депутаты (в первую очередь коммунисты, свободовцы и бютовцы) говорили о вреде сланцевого газа, о варварстве нашего правительства, которое не считается с местными жителями, общественными организациями и экспертными комиссиями, однако к самому тексту депутаты не апеллировали, потому что просто не имели возможности его изучить.

Уже после голосования один из депутатов Харьковского областного совета, Иван Варченко, используя свои депутатские полномочия, выяснил, что на самом деле текст соглашения содержит не 730 (как было озвучено на сессии), а 368 страниц, которые не стали распечатывать для голосующих ввиду экономии. Именно так глава облсовета пояснил свое решение о нарушении регламента, духа и буквы закона. Ради того, чтобы не тратить государственную бумагу, депутаты приняли решение, от которого на многие десятилетия вперед зависит жизнь целого региона – не глядя. Но, как выяснилось, чиновники экономят не только бумагу, а и место на сайте: текст соглашения был вывешен на сайте областного совета по требованию оппозиционных депутатов, но лишь на несколько часов. В тот же день текст проекта сняли, и теперь с ним можно ознакомиться только на персональном сайте Варченко. Но, напомним, – это проект соглашения, с самим соглашением, подписанным в Давосе, не удостоились ознакомиться даже депутаты.

Стоит отметить и еще одно немаловажное нововведение: ранее «газовым вышкам» можно было противостоять на уровне местных советов, просто запрещая компаниям начинать разведку на конкретных площадях, принадлежащих конкретной территориальной громаде. Но в 2011 году в Закон Украины «О соглашениях и разделе продукции» были внесены изменения, лишившие местные власти и население права участвовать в процессе утверждения земельных участков для проведения разведки нетрадиционного (сланцевого) газа.

И теперь практически единственным вариантом воздействия на подписание договора с Shell кажется попытка оспорить такое подписание ввиду нелегитимности решений, которые дали основания для такого подписания. А оппозиционные депутаты Верховной Рады, представляющие ВО «Свобода» и «Батькивщину», уже заявили о том, что готовятся оспаривать решения областных советов.

Основаниями для этого может стать, во-первых, ликвидация в августе 2012 года Общественного совета всеукраинских природоохранных организаций, который выразил свое негативное отношение к добыче сланцевого газа в Украине (взамен был организован свой, карманный, который добычу одобрил). А во-вторых, фальсификация итоговых документов Харьковского Общественного совета, который якобы одобрил предложенный Shell проект, что опровергается всеми членами указанного совета. В конечном итоге само заседание облсовета нельзя считать состоявшимся, так как на нем не были озвучены рекомендации Общественного совета, а депутаты принимали решения, не имея достаточно времени для ознакомления с материалами проекта соглашения и самого соглашения.

И если сам запрет добычи сланцев в Украине кажется практически недостижимым, то «заморозить» развитие ситуации исками в европейские суды видится вполне реальным. При этом ультиматумы к договорам с Shell кристаллизуются в двух тезисах: в требованиях гарантий безопасности, а также несения ответственности в случае возникновения проблем или аварий.

Этот сценарий кажется возможным, особенно учитывая характер и количество исков в Европейский суд от украинцев, а также то, что у проекта добычи сланцевого газа в Украине есть не только влиятельные сторонники, но и не менее влиятельные противники.

3 апреля 2013, 14:24
0
Версия для печати Отправить
«   »
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Новости

23:4622:3721:4620:4118:5616:2314:2913:3313:0112:3411:3310:469:599:268:4323:4622:3721:4620:4118:5616:2314:2913:3312:3411:33
Все новости »

Другие рубрики