The Kiev Times - ежемесячная аналитическая газета и новостной сайт

Росийско-Украинские отношения в 2013 году. Украинский аспект.

3 марта 2013, 18:58
0
Версия для печати Отправить

Росийско-Украинские отношения в 2013 году. Украинский аспект., фото - Политика. «The Kiev Times» Не будем увлекаться глубоким анализом года прошедшего, а сосредоточимся на грядущем, с которым как в России, так и в Украине связаны определенные ожидания, относящиеся к межгосударственным отношениям.
2012 год в российско-украинских отношениях выдался ровным, без каких-либо сенсаций и знаковых событий. Лейтмотивами года стали уже традиционные темы цены на газ и внешнеполитической интеграции Украины, также достаточно важным событием в двусторонних отношениях стали результаты президентских выборов в России и парламентских в Украине. В гуманитарной сфере важным было принятие украинским парламентом Закона «О языках», однако до сих пор существуют значительные подозрения, что данный закон не сможет гармонизировать языковую сферу в Украине (то есть он не будет способствовать улучшению ситуации с использованием русского языка в Украине).

ТС vs EU

Очень вероятно, что в 2013 году, спустя более двух десятилетий внешнеполитических метаний, Украина определится с подлинно стратегическим направлением своей внешней политики, а основным фактором такого события может стать Российская Федерация.
В Законе Украины «Об основах внутренней и внешней политики» говорится, что одной из основ внешней политики Украины является «обеспечение интеграции Украины в европейское политическое, экономическое, правовое пространство с целью обретения членства в Европейском Союзе». Однако следует признать, что данная норма закона остается банальным лозунгом, не подкрепленным ни одним документом со стороны ЕС.
Европейский вектор украинской внешней политики более чем мифологизирован и до сих пор не имеет четко определенных как временных, так и нормативных рамок. Все более очевидной становится его бесперспективность.
В то же время существует и альтернативный путь для Украины, заключающийся в интеграции в различные проекты, реализуемые на постсоветском пространстве, основным локомотивом которых выступает Российская Федерация.
Проблемы участия Украины в таких интеграционных проектах обусловлены рядом как внешних, так и внутренних факторов.

Среди внешних факторов, способствующих интеграции Украины в структуры, формирующиеся в евразийском пространстве, можно выделить следующие:
1. Позиция руководства РФ, заключающаяся в стремлении привлечь Украину к данным проектам.
Так, начиная с 2010 года, президент и премьер-министр России достаточно активно приглашали руководство Украины присоединиться к Таможенному союзу.
В марте 2010 года Владимир Путин предложил новоизбранному президенту Украины Виктору Януковичу вступить в Таможенный союз, в декабре 2010 года премьер-министр РФ конкретизировал предложение: «Если в той или иной форме произойдет присоединение Украины к этим интеграционным процессам (ТС), то, конечно, это будет мощным и важным толчком к сохранению целых отраслей экономики в Украине и поможет поднять конкурентоспособность многих наших предприятий».
Подобные предложения от высшего руководства РФ делались и позже. В то же время Дмитрий Медведев категорически отверг возможность особого участия Украины в Таможенном cоюзе (так называемая формула «3+1», сущность которой так и не сформулировала украинская власть).
2. Геополитическая конъюнктура, складывающаяся вокруг Украины, то есть отсутствие реальной перспективы членства в ЕС и соответственно реальная возможность оказаться изолированной страной между Евразийским и Европейским cоюзами. На данный момент возможное вступление Украины в Европейский Союз не закреплено ни в одном официальном документе ЕС, и реальных предпосылок к этому нет. Максимум, на что может надеяться политическая элита Украины в этом году, это подписание Соглашения о зоне свободной торговли с ЕС. Но данное соглашение может быть и не подписано со стороны ЕС, аргументирующего свою позицию политическими причинами (преследование оппозиции, непрозрачность выборов и др.).
У политической элиты Украины может не остаться другого выбора, кроме интеграции в структуры Таможенного cоюза и Единого экономического пространства. В случае отказа — последствия для экономики Украины могут быть крайне тяжелыми.
3. Экономические выгоды для экономики Украины. В совместном исследовании, проведенном в 2011 году Институтом экономики и прогнозирования НАН Украины и Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН, говорится: «Присоединение Украины к ЕЭП означает, что за счет торговых эффектов объем годового ВВП к концу прогнозного периода будет превышать объем ВВП в базовом сценарии на 1%. В условиях технологической интеграции и развития кооперационных связей оценка экономического эффекта к 2030 году может быть повышена до 6-7% объема ВВП. При реализации этого сценария величина ВВП Украины к концу прогнозного периода будет примерно на 6-7% выше, чем ВВП Украины в сценарии, исключающем интеграцию с ЕЭП».

Также в исследовании говорится, что: «Суммарный накопленный эффект от создания ЕЭП и последующего присоединения к нему Украины за период 2011-2030 годы может достигнуть для четырех стран $1,1 трлн (в ценах 2010 года)».
4. Духовное единство Украины со странами, входящими в Русский мир. Под «Русским миром» мы понимаем определение, данное ему Святейшим патриархом Кириллом: «Ядром Русского мира сегодня являются Россия, Украина, Беларусь».
Для Украины, являющейся неотъемлемой частью русской православной цивилизации, участие в таких объединительных проектах, как Таможенный союз, Единое экономическое пространство, Евразийский союз закономерно и органично, оно предопределено религиозным и социо-культурным единством.

Существуют внешние факторы, влияющие на недопущение участия Украины в интеграционных проектах на постсоветском пространстве:

1. Позиция ЕС, заключающаяся в ограниченном сотрудничестве с Украиной, которое в значительной мере исключает возможность для интеграции Украины в экономические структуры на постсоветском пространстве. Это Соглашение о зоне свободной торговли с Европейским Союзом (текст соглашения парафирован, но не ратифицирован) и Энергетическая хартия (ратифицирована). Также важнейшей проблемой, связанной с подписанием Соглашения о зоне свободной торговли с ЕС, является абсолютная закрытость переговорного процесса.
В настоящее время остается загадкой, какие выгоды Украина может получить от подписания данного соглашения и какие угрозы экономике страны оно несет.
2. Позиция США, заключающаяся в препятствовании возникновения и развития интеграционных объединений на постсоветском пространстве в целом и с участием Украины в частности. Официальные представители США в последнее время все менее открыто выступают против интеграции Украины в подобные структуры. Однако они в своих комментариях однозначно дают понять, в какую сторону нужно интегрироваться Украине. Так, представитель Госдепа США Лоуренс Сильвермен, курирующий сотрудничество с Белорусью, Молдовой и Украиной, во время видеомоста Киев-Вашингтон заявил: «Таможенный союз не отвечает принципам ВТО, членом которой является Украина. В долгосрочной перспективе выгодным для Украины является именно Зона свободной торговли. Со вступлением в Таможенный союз Украина ощутит значительные потери». Ему также вторит посол США в Украине Джон Теффт: «США поддерживают интеграцию Украины в европейские структуры». При этом он не стал прогнозировать, как повлияет на евроинтеграцию Украины ее предполагаемое сотрудничество с Таможенным союзом в рамках СНГ. Соответственно и госсекретарь США Хиллари Клинтон, находясь в декабре 2012 года в Дублине, заявила, что: «Америка постарается не допустить воссоздания Советского Союза в новой версии под вывеской экономической интеграции». По словам Клинтон, США фиксируют усилия по ресоветизации региона. Она подчеркнула, что официально это будет называться иначе, например, «Таможенным союзом», «Евразийским союзом» и чем-то подобным. «Однако не будем обманываться, – сказала Клинтон. – Мы знаем, какова настоящая цель этого, и уже пытаемся проработать эффективные способы замедлить или предотвратить [интеграцию]».
3. Деятельность различных так называемых «неправительственных» организаций на территории Украины, заключающаяся в пропаганде западных ценностей и отрицании традиционных ценностей православной цивилизации. Закономерно, что организации, существующие на западные гранты, одной из своих целей ставят интеграцию Украины в евроатлантические структуры.

Среди внутренних факторов, которые могут способствовать присоединению страны к Таможенному союзу, Единому экономическому пространству и впоследствии к Евразийскому союзу выделяются:
1. Поддержка населением Украины подобных инициатив, фиксирующаяся на протяжении всего существования государства Украины и подтверждающаяся рядом социологических исследований.
Так, по результатам социологического исследования, проведенного Киевским международным институтом социологии (КМИС) 10-19 февраля 2012 года, более половины граждан Украины, а именно 55%, проголосовало бы в случае проведения референдума за присоединение Украины к Союзу России и Беларуси. Против высказалось бы 27% жителей страны.
Наибольшей поддержкой данная идея пользуется у граждан, проживающих на востоке и юге страны, 77% и 72% соответственно. В центральной Украине немногим менее половины жителей высказались бы «за» – 48%. На западе страны сторонников подобной интеграции – 24%.
В возрастном разрезе наиболее позитивно такую интеграцию воспринимают представители старшего поколения, в то же время представители группы «18-39 лет» поддерживают вступление в Союз России и Беларуси на уровне 47%.
Исходя из этого можно констатировать, что большинство граждан Украины в случае референдума проголосовало бы за вступление Украины в Союз с Россией и Беларусью, а не в Европейский союз. И только около четверти граждан страны не воспринимают интеграцию с Россией и Беларусью.
По мнению большинства жителей Украины, им лучше бы жилось в Союзе с Россией и Беларусью – 44%, нежели в Европейском Союзе – 29%. В региональном разрезе только в западном регионе преобладает мнение, что жителям Украины жилось бы лучше в Европейском Союзе.
В возрастном разрезе среди большинства старшего поколения (группы «40-59 лет» и «60 лет и старше») значительно преобладает мнение, что украинским гражданам жилось бы лучше в Союзе с Россией и Беларусью, в то время как среди группы «18-39 лет» немного преобладает мнение, что все-таки жилось лучше бы в ЕС.
Менее половины граждан Украины (39%) считают, что главным заданием внешней политики государства является создание возможности для вступления в Европейский Союз. В то же время 30% полагают, что это не главное задание украинской внешней политики.
48% граждан Украины согласны с утверждением: «Будущее Украины – в союзе с Россией и Беларусью». Не согласны с данным утверждением 26% опрошенных.
2. Общность социально-культурных ориентаций и наличие общей исторической памяти у большинства граждан Украины с жителями стран, на основе которых должен быть сформирован Евразийский союз. Данный тезис также подтверждается рядом социологических исследований, наиболее наглядно он демонстрируется в серии замеров проекта «Евразийский монитор».
3. Негативные тенденции в высокотехнологической отрасли экономики Украины, грозящие в случае неприсоединения страны к экономическим объединениям на постсоветском пространстве привести к уничтожению данной сферы и, как следствие, превращение Украины в сырьевой придаток. Можно привести еще одну выдержку из выше процитированного доклада «Украина и ТС»: «Неучастие Украины в развитии интеграционных процессов на постсоветском пространстве приведет к консервации отраслевой структуры ее экономики и, как следствие, к потенциальному замедлению темпов экономического роста из-за невозможности ускоренного наращивания объемов экспортных поставок».

Внутренние факторы, которые могут негативно влиять на интеграцию Украины в ТС и другие объединения:
1. Позиция значительной части ФПГ (финансово-промышленных групп) Украины, заинтересованных в рынке ЕС или не заинтересованных в создании Единого таможенного пространства с Россией, Беларусью и Казахстаном. Наиболее заинтересованы в такой интеграции с ЕС производители товаров с низкой долей прибавочной стоимости, для Украины это, в первую очередь, представители металлургии. Также интеграция Украины в структуры ЕС выгодна крупным импортерам.
2. Позиция политической элиты страны, декларирующей стратегическую цель – вхождение Украины в ЕС (во многом такая позиция и формируется представителями ФПГ Украины). Закономерно, что ее постоянно ретранслируют все ведущие политические лидеры страны. Относительно интеграции на постсоветском пространстве президент, премьер-министр, министры и представители правящего большинства высказываются достаточно сдержанно. В то же время оппозиция достаточно резко критикует подобные инициативы. Так, один из лидеров оппозиции, лидер партии «Фронт змин» Арсений Яценюк считает, что: «Государство Украина с того момента, когда оно стало членом ТС, лишается права самостоятельно определять всю торговую политику страны. Мы не можем принимать решения, что и на каких условиях завозить, продавать, покупать. Все эти решения принимаются ТС. А точнее – Российской Федерацией, как страной с наибольшей экономикой в этом межгосударственном образовании». Далее он продолжает: «Политику будут определять наши российские партнеры. Офис президента Украины переходит в разряд «управляющего республикой Украины на постсоветском пространстве». Янукович это понял. Именно поэтому Путин (после визита 12 апреля – ред.) уехал ни с чем». Яценюку вторит и другой лидер оппозиции Юлия Тимошенко: «…я надеюсь, что украинскому президенту все же кто-то объяснит, что вступление Украины в ТС – это фактически первый шаг к потере государственности со всеми ее атрибутами. С должностью президента включительно… Украина – это европейское государство. И наше будущее, я убеждена, – в свободной и объединенной Европе».
3. Значительное неприятие интеграции Украины в структуры на постсоветском пространстве, присущее большинству населения западных регионов страны. Большинство из них не поддерживают вступление Украины в ТС – 44%, в то время как поддерживают данную инициативу 31%. На западе страны сторонников присоединения Украины к союзу России и Беларуси – 24%, в то время как противников – 57%. И только 9% населения поддерживают создание единого государства с Россией, в то время как противников этой идеи – 83%.
Обозначив различные факторы, которые в перспективе будут играть решающую роль в интеграции Украины в то или иное объединение, можно резюмировать, что не существует одного решающего фактора, способного на это повлиять. Можно предполагать, что Украина сможет участвовать в ряде интеграционных объединений только в случае значительного усиления ряда факторов, которые способствуют такой интеграции.
С другой стороны – совершенно очевидно, что для Украины и жителей этой страны участие в формировании Евразийского cоюза выглядит органично и закономерно. Являясь неотделимой частью Русского мира, Украина не может находиться вне участия в формировании подобного объединения, потому что это будет означать окончание «Проекта «Украина» и в среднесрочной перспективе превращение в международного изгоя, зажатого между двумя могущественными союзами.

Социокультурные проблемы российско-украинских отношений

Традиционно гуманитарный аспект является очень важным составляющим российско-украинских отношений. И в 2013 году проблемы в данном аспекте достаточно часто будут возникать в двусторонних отношениях. Это связано, в первую очередь, с радикализацией политической плоскости Украины после парламентских выборов. Напомним, что одной из таких проблем, начиная с момента обретения независимости Украиной, является статус русского языка. На протяжении уже более 20 лет данная проблема стоит перед украинской политической элитой и обществом, она традиционно актуализируется перед избирательными кампаниями, однако по завершению избирательных гонок она не решается, а продолжает усугубляться.
В различных регионах Украины отношение к повышению статуса русского языка значительно разнится. Но в то же время ни у кого из здравомыслящих людей не вызывает сомнения необходимость повышения статуса русского языка в регионах, в которых для большинства граждан он является родным. В Украине, к большому сожалению, у многих людей сформировалось достаточно поверхностное понимание демократии и применения демократических принципов. Там, где им удобно, они с удовольствием применяют демократические стандарты, в других же случаях они просто о них забывают. Одним из основополагающих принципов демократии является право выбора. Возникает вопрос: почему в Украине люди, для которых русский язык является родным, не могут смотреть на нем фильмы в кинотеатрах, преимущественно обучать на родном языке своих детей в школах и вузах, обращаться в государственные органы и многое другое.

На данный момент 45% граждан Украины выступают за предание русскому языку статуса государственного. Порядка 10% населения Украины затрудняются ответить на данный вопрос. И 46% выступают против.
В региональном разрезе наибольшее количество сторонников придания русскому языку статуса второго государственного проживают в Донбассе – 84%, в южном регионе – 71% и в восточном регионе – 65%. В центре страны данную идею поддерживают 33% населения, на севере – 26%, на западе – 7%.
Наибольшее количество противников идеи повышения статуса русского языка до уровня государственного сконцентрировано на западе страны – 89%, на севере – 68% и в центре – 58%. На юго-востоке Украины данный показатель колеблется от 23% в восточном регионе до 7% в Донбассе.
В 2012 году в Украине был принят Закон «Об основах государственной языковой политики», но проблема данного закона в первую очередь состоит в том, что он был нужен как предвыборный лозунг, и на данный момент существует множество вопросов относительно его применения в различных аспектах общественной жизни.

С приходом «Свободы» в парламент можно быть уверенными, что представители данной политической силы всеми возможными методами будут противостоять как реализации вышеуказанного закона, так и в целом гармонизации языковой ситуации в стране. Первым подтверждением этому стало обещание, данное новым спикером ВРУ Владимиром Рыбаком после своего избрания и потасовки, устроенной представителями «Свободы» в парламенте:
«Я вам обещаю, что буду говорить исключительно на украинском языке. Я, когда был вице-премьером, побывал на Ивано-Франковщине, где научился хорошему украинскому», – заявил регионал.

3 марта 2013, 18:58
0
Версия для печати Отправить
«   »
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Новости

23:3622:4721:3620:4119:3918:5616:2314:2912:3411:4310:469:498:4323:4622:3721:4620:4118:5616:2314:2913:3313:0112:3411:3310:46
Все новости »

Другие рубрики