The Kiev Times - ежемесячная аналитическая газета и новостной сайт

Народ Украины: Кто мы и откуда?

7 января 2013, 14:13
0
Версия для печати Отправить

Обсуждение первых государственных образований на территории современной Украины заставляет задуматься о таких фундаментальных понятиях, как «государство» и «цивилизация», которые отображают разные стороны одного и того же процесса: перехода от первобытных обществ к раннеклассовым (или же социально стратифицированным – как принято говорить в последнее время). Для этой стадии исторического развития характерным является появление городов, письменности и законов. Случаи, не отвечающие данным критериям, в этой статье мы рассматривать не будем.

Античная цивилизация

Первоосновой для нас может быть античная цивилизация, которую известный исследователь Ю.В. Андреев характеризовал так: «Среди цивилизаций Древнего мира греческая цивилизация была первой и единственной, которая во всей своей жизнедеятельности ориентировалась преимущественно на человека, на самоценную и самодостаточную человеческую личность, ставя ее фактически в центр мироздания. В этом смысле мы можем говорить о греческом гуманизме или антропоцентризме, несмотря на то, что грекам было хорошо известны и кровавые, опустошительные войны, и попрание элементарных прав человека, и эксплуатация человека человеком в одной из самых жестоких ее форм – в форме рабства. Тем не менее, именно в Греции человек впервые осознал себя свободной и уникальной личностью, резко отличающейся от массы других внешне похожих на него индивидов. Уровень личной свободы, которой пользовались граждане греческих полисов, казался непостижимым для всех прочих народов древности… Государство не вмешивалось здесь в частную жизнь граждан с той бесцеремонностью и абсолютным безразличием к конкретной человеческой судьбе, которые были отличительными чертами всех политических режимов Древнего Востока от египетской деспотии до иудейской теократии. Не было в Греции и «духовной цензуры», т.е. всепроникающего контроля жрецов за настроениями и поведением каждого отдельно взятого человека». Необходимо дать разъяснение термина «полис», который означает сочетание двух взаимозависимых структур – собственно города и его сельской округи (хоры), которые вместе и составляли отдельный государственный организм.

Можно гордиться тем, что юг современной Украины также входил в круг античной цивилизации (как во времена древней Греции, так и более позднего Рима). Эти земли начали осваивать переселенцы с берегов Средиземного моря, а сами государства просуществовали около тысячелетия – от VІ века до нашей эры по ІV ст. нашей эры. Но первое поселение возникло несколько раньше – во второй половине VІІ в. до н. э. около современного города Очакова – на острове Березань (в то время это был полуостров). Название этот первый переселенческий пункт получил от старого наименования Днепра – Борисфен. А уже после этого появились многочисленные сельские поселения на берегах Днепровского и Бугского лиманов. Далее пришла очередь и городов, среди которых наиболее значительными были четыре: Ольвия (недалеко от нынешнего Николаева), Пантикапей (город на территории нынешней Керчи), Тира (в окрестностях Белгород-Днестровского) и Херсонес (Севастополь).

Особенностью греческих колоний было то, что в экономическом и политическом отношении они, как правило, не зависели от метрополий (откуда и переселялась часть жителей). Взаимоотношения между ними осуществлялись на равноправной договорной основе. В этом отношении древнегреческие колонии принципиально отличались от колоний в современном понимании этого термина. В этническом отношении население античных государств на начальном этапе – во времена основания городов – состояло в основном из греков. Конечно, среди жителей могли быть и представители местных «варварских» племен, как их пренебрежительно называли просвещенные греки. А в состав новых государств могли также входить группы лояльного местного населения. О них – так называемых эллино-скифах – сообщает «отец истории» Геродот, который посетил Ольвию в V веке до нашей эры. Но в целом весь комплекс материальной и духовной культуры, что подтверждают многочисленные археологические находки, свидетельствует о незначительной доле «варваров» в обществе переселенцев. Античный мир предпочитал жить в своем окружении, а контакты с «местным контингентом» ограничивались обоюдовыгодной торговлей. В социальном отношении структура населения была довольно пестрой: кроме граждан и рабов существовало много категорий как свободного, так и зависимого или же полузависимого населения. Эти данные относятся к первому периоду античной истории на берегах Черного моря, которое тогда называли «Понт Эвксинский», что значит «Море Гостеприимное».

Римская экспансия. Закат античной эпохи

Второй значительный период в истории северопричерноморских античных государств, так называемый римский (вторая половина І века до н. э. – 70 года ІV века н. э.), связан с постепенным проникновением в Северное Причерноморье римского влияния и римского войска. В результате это привело к включению Тиры, Ольвии и Херсонеса в состав римской провинции Нижняя Мезия. А вот правители Боспорского царства (от древнегреческого названия Керченского пролива – «Боспор Киммерийский») со столицей в Пантикапее занимали по отношению к Риму в некотором роде независимую позицию.
Но в истории нет ничего вечного. Так случилось и с античной цивилизацией в целом, и с причерноморскими городами в частности. В третьей четверти ІІІ века н. э. вследствие нападений «варваров» Тира и Ольвия закончили свое существование как античные государства. Херсонес остался главным форпостом Восточно-Римской империи в Таврике (так называли Крым в те времена). На Боспоре после разрушения системы сельских поселений большая часть населения продолжала жить в городах, и в ІV-V вв. оказалась под военно-политическим влиянием кочевников-гуннов (они в Европу попали через Керченский пролив). Боспор в эти времена представлял собой аморфное государственное образование, состоявшее из самостоятельных территориально-государственных районов. В более поздние времена земли около Керченского пролива, как и Херсонес на юго-западе полуострова, вошли в состав молодой Византийской империи. Но это уже другая история.

Хазары — не такие уж «неразумные»

Государствообразующие процессы на юге Восточной Европы приостановились на несколько веков и возродились в ее восточной части только в последние столетия І тысячелетия нашей эры. Связано это было уже с Хазарским каганатом, в состав которого входили и земли на востоке современной Украины в VІІ-Х вв. н. э. Влияние этого государственного образования на соседей было таковым, что на Руси великие князья киевские иногда называли себя каганами, чтобы и в титулатуре быть на уровне с теми могущественными властелинами.

В частности, «великим каганом» величал еще в начале ХІ века князя Владимира Святославича в своем «Слове о законе и благодати» митрополит Иларион, который стал во главе древнерусской церкви во времена великого княжения сына Владимира Ярослава Мудрого. Этот титул русы использовали уже в ІХ веке, что в частности зафиксировано в западноевропейских источниках. Конечно, в начале второго тысячелетия это были лишь воспоминания о былом могуществе хазарских правителей, но, согласно некоторым сообщениям письменных источников, власть их ранее распространялась и на часть восточнославянских племен. Так, в знаменитой «Повести временных лет» имеется сообщение о выплате хазарам дани приднепровскими полянами, которые проживали в районе Киева. Последние, посовещавшись, заплатили дань противникам оружием – мечами. Это было истолковано хазарскими старейшинами как дурное знамение – ведь у них основным оружием была сабля с односторонним рубящим лезвием, а у новых подданных оружие было заострено с обеих сторон. Поэтому старейшины пророчествовали, что славяне позже будут брать дань не только с них, но и с других народов. Согласно утверждению древнерусского монаха-летописца, провозгласили они это не по своей воле, а по божьему повелению. Конечно, это легенда, но, как говорят, «что-то в этом есть».

Если же говорить о Хазарском государстве в целом, то это было одно из двух наиболее значимых средневековых политических образований Восточной Европы, которое достаточно долго играло доминирующую роль на землях от Волги до Днепра. И все же на протяжении ІХ – в первой половине Х в. оно постепенно сдавало ведущие позиции молодому Древнерусскому государству. В период своего наивысшего подъема каганат противостоял даже Арабскому халифату, который в VІІ-ІХ вв. являлся самым могущественным государством Западной Евразии. В это же время Хазария господствовала на значительной части восточноевропейской территории, где ей покорялись не только славяне, но и представители иных народов.

Государственный уровень функционирования этого разноэтнического образования позволяет относить его к цивилизационным структурам (напомним о «лакмусовых бумажках» – наличии письменности, городов и законов), а полулегендарное сообщение в начальной части древнерусской летописи о том, что славяне «отблагодарят» хазарам, нашло свое подтверждение в реальном историческом факте: в 965 году великий князь киевский Святослав Игоревич во время своего похода на Волгу разгромил войска хазарского кагана и взял его столицу Итиль в низовьях реки. Судьба этого государства была предрешена – позже оно исчезло с исторической карты Европы, а ее население не оставило заметного следа на европейской этнографической карте.

Следует заметить, что обложение налогом Киева относилось, вероятно, к VІІІ веку. Об этом свидетельствуют находки характерной хазарской керамики и арабских монет. Понятно, что в Киев приезжали из Хазарии не только собиратели дани, но и купцы, которые имели здесь свою торговую колонию. В середине Х в. даже один из киевских районов назывался «Козаре».

Иудейская надстройка

Находясь на перекрестке путей из Азии в Европу, каганат был подвержен влиянию различных соседей, и это отражалось на «правительственной идеологии». Сначала под влиянием арабов правящая верхушка приняла ислам, затем христианство (под влиянием византийцев), а позже еще и иудаизм (под влиянием еврейских купцов, которые тогда занимали ведущие позиции в международной торговле и приносили немалые прибыли хазарским правителям). Широкие народные массы в основном оставались приверженцами старых языческих верований.

Если говорить об иудаизме, то согласно с легендой, переданной Иехудой Галеви в «Хазарской книге», обращение кагана Булана в новую веру произошло в горной местности близ Хорасана, недалеко от моря. Это могло случиться в населенном пункте Карасан – урочище под таким названием находится около Гурзуфа на южном берегу Крымского полуострова. И вполне возможно, что так оно и было. Но основные археологические объекты так называемой салтовской культуры (материальное отображение присутствия хазар на северо-востоке их расселения) находятся на территории Харьковской и соседних с нею областей в пределах современной Украины (и далее на восток от этих земель).

После Святославова похода каганат как социальный организм, возможно, еще некоторое время существовал и полностью был ликвидирован лишь в 50-60 годы ХІ века. Память о хазарах наиболее долго сохранилась в том же Крыму, но лишь как географическое понятие. Наименование Крыма Хазарией засвидетельствовано именно в ХІ веке. Хазарией или Газарией Крым именовался и в итальянских документах тех времен, когда на его побережье существовали генуэзские колонии.

И все же, как отмечал один из наиболее известных исследователей данной исторической проблемы М.И. Артамонов: «Три века существования Хазарского государства не могли пройти бесследно, и умалять историческое значение хазар столь же, если не более, неправильно, как и, наоборот, преувеличивать сыгранную ими роль».

Оба варианта государственных структур на территории нынешней Украины не имеют прямого отношения к восточным славянам в целом и к современным украинцам в частности. Но это часть нашей истории, и о ней также следует знать…

7 января 2013, 14:13
0
Версия для печати Отправить
«   »
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Новости

23:4222:4721:3620:4118:5616:2314:2913:3912:3411:4310:469:378:4323:4622:4721:3620:4118:5616:2314:2912:3411:5311:4310:469:37
Все новости »

Другие рубрики