The Kiev Times - ежемесячная аналитическая газета и новостной сайт

Виктор Постельников о геополитическом выборе Украины и автомобильной реальности

2 января 2014, 19:55
0
Версия для печати Отправить
Виктор Постельников

Генеральный директор группы компаний «ВИПОС» Виктор Постельников озвучивает слабые места в отношениях между бизнесом и государством и алгоритм построения успешной бизнес­модели.

О достойном автомобиле украинского производства

Что нужно сделать Украине для создания собственного конкурентоспособного автомобиля?

Что нужно сделать Африке, чтобы выращивать кукурузу, аналогичную украинской? Это хрущевский вопрос. Время Украины в автопроме ушло. Точно так же Украине не нужно «производить» собственные суши – это прерогатива Японии, с ее традициями и умением. Украина имела мощный промышленный потенциал, великолепных конструкторов, инженеров и разработчиков. Но теперь этот потенциал утрачен практически во всех отраслях.

Читайте: Лучшие автомобили уходящего года по версии CNN

И надежды на восстановление нет?

Когда в одном из наших подразделений OstCar мы собрали автомобиль, возникла потребность в эмблеме. Два месяца мы искали в Киеве производителя, способного изготовить соответствующую мировым стандартам эмблему. Нашли, изготовили. А через год на всех эмблемах покрытие осыпалось. Если мы не можем по-человечески сделать эмблему, о каком автопроме может идти речь?

Когда Тариэлу Васадзе (главе «Укравто») нужно было задуматься над этими проблемами, чтобы в 2013 году получить достойный украинский автомобиль?

АвтоЗАЗ – это утопия и авантюра. Автомобильная промышленность не появляется на одном предприятии. Необходимо создать предпосылки для кооперации и инвестирования мировыми производителями, для создания новой – автомобильной отрасли, так как с распадом Советского Союза она в Украине перестала существовать. Нужно было воспользоваться опытом ВАЗа, менеджмент которого пригласил производителя с мировым именем, FIAT, и достиг успеха.

Об экологии и быстрых автомобилях

Вы продемонстрировали умение ловить ветер потребительских интересов. Как быстро адаптируетесь к эре электромобилей?

Электромобили, и только электромобили как средство передвижения я считаю в настоящее время утопией. Основные трудности связаны с сервисом, ремонтом и обслуживанием. Оптимальный вариант для переходного периода – это гибрид, оснащенный 4 электромоторами, мощными батареями и турбированным бензиновым двигателем. Вы передвигаетесь за счет электричества, а когда электричество заканчивается, автомобиль абсолютно комфортно для водителя переходит на бензин. Яркий пример – Fisker, самый высокотехнологичный гибрид. В Украине их всего 5 или 6, и 4 автомобиля находятся под нашим патронатом.

Читайте: В следующем году Ford выпустит больше новинок, чем за прошедший век

Готовы ли украинские автомобилисты к экотрендам?

Пока не готовы, отсутствует понятная мотивация и разъяснительная работа. Украинцы в своем большинстве не думают об экологически чистом транспорте. Хотя отмечу, что в последнее время уровень самосознания автомобилистов вырос. Отвлеченный от экологически безопасных автомобилей пример: культура вождения в Киеве на высоком уровне и сравнима с культурой вождения в европейских столицах.

Как потребители дорогих мощных автомобилей реагируют на экологизацию общественного сознания?

Человек, достигший определенного уровня в обществе, который позволяет ему приобрести дорогой автомобиль, как правило, уважительно относится к экологии. Высокий статус является производной самосознания и понимания происходящего вокруг. Человек понимает, что занимается бизнесом в долгосрочной перспективе, что, в свою очередь, практически равнозначно экологии.

Читайте: Автомобили MINI для комфортного отдыха

Но ведь именно состоявшиеся люди приобретают спорткары, которые интенсивнее других загрязняют окружающую среду.

На единицу времени – да. Спорткары никто не использует ежедневно. Это всего лишь инструмент для 7-минутной поезд­ки, аналогичной приключению на колесе обозрения или другом экстремальном аттракционе. Получил свою порцию удовольствия – и хватит!

Какой самый опасный вид транспорта с точки зрения выбросов CO2 в атмосферу?

Вне сомнений – общественный транспорт. Он находится в государственных руках, а значит, вся эта свалка металлолома – в ничьих руках. Горько признавать, но самый плохой собственник – это государство. У чиновников самосознание и мотивация напрочь отсутствуют. Безусловно, легковых автомобилей много, но личный транспорт гораздо меньше вредит экологии, нежели старые автобусы, тепловозы, тепло- и электростанции, теплоцентрали.

Преобладание в автобусном парке польского Кракова Mer­cedes-Benz говорит о заботе об экологии?

Не стоит привязываться к конкретному бренду. В мире множество производителей, чья продукция не уступает Mercedes-Benz. Автомобиль нового поколения всегда будет безопаснее для экологии, чем автомобиль предыдущего. Конкурентная среда и современные экологические требования обязывают производителей использовать современные технологии и ноу-хау. Последняя модель автобуса Scania будет экологичнее предпоследней Mercedes-Benz, а только сошедший с линии автобус «Богдан» или «Эталон» будет значительно экологичнее двадцатилетнего Mercedes-Benz.

Читайте: Ведущий Top Gear в шоке от украинских дорог. Видеорепортаж со съемок

О логике

Справедлива ли градация таможенных пошлин с привязкой к объему двигателя в отношении спорткаров?

Таможенные пошлины базируются на объеме двигателя. Аргументация: больше объем двигателя = больше CO2. Казалось бы, логично, но не совсем. Почему никто не говорит о габаритах автомобилей? Элементарно: автомобиль премиум-класса длиной 6 м занимает в полтора раза больше места, чем автомобиль класса А, чья длина менее 4 м.

Какие сдерживающие факторы развития бизнеса вы можете назвать?

НДС? Нет. НДС – это налог, позволяющий воровать на законных основаниях. Вы импортируете катер, оплачиваете 10% пошлины, сверху 20% – налог на добавочную стоимость. Вопрос: откуда при импорте возникла добавочная стоимость? Добавочная стоимость, по логике, возникает при повторной продаже, а не при импорте! В цивилизованном мире пошлина составляет 3-5%. А вот при перепродаже оплачивается НДС. Это и есть причина гибели авиационной, судостроительной промышленности.

Читайте: АвтоВАЗ хочет организовать сборку Lada Granta в Египте

О чиновниках

Какие сложности возникают при взаимодействии бизнеса и контролирующих органов?

Я делю мир на две категории: бизнес-производство – а любой бизнес так или иначе что-то производит – и группировка чиновников всех мастей. К категории «группировка» я отношу армию чиновников всех рангов. Чиновник не сталкивается с затратами, обязательными для любого бизнеса. Его доход состоит из персональных бонусов (коррупции). Это особенно касается судебного корпуса. Чем сложнее законодательство, тем шире коррупционные возможности чиновника.

Об авиационном бизнесе

О «яблочном» миллионере Тарасе Барщовском Forbes написал так: «Между своими заводами Барщовский перемещается на бордовом «Еврокоптере». Вертолет позволяет экономить время и быть полностью вовлеченным в производственные процессы». Кто, кроме него, и за­чем пользуется продаваемыми вами вертолетами в Украине?

Прежде вертолеты эксплуатировались в сельском хозяйстве, энергетике, сфере безопасности, милиции и пожарном деле. Реже – в пассажирских перевозках. Сегодня первая область более востребована в Украине.

На каком уровне находится инфраструктура?

Авиация в упадке. Перевозки стали мизерными. Уничтожено производство и инфраструктура, уничтожены деловые связи. Причина проста: мы не любим учиться, не изучаем чужой опыт. В Украине отсутствует здоровый налоговый и финансовый климат.

Когда я изучал опыт эксплуатации вертолетов в Лос-Анджелесе, в центре подготовки McDouglas, то с удивлением узнал, что все доходы вертолетного парка США – от страховки. Авиационную отрасль позволяют содержать страховые возмещения. Все общество финансирует отрасль.

В Киеве ведь функционируют вертолетные площадки?

Да, уже есть ряд площадок. Планируется строительство множества вертодромов, а аэродромы панховской системы (ПАНХ –  помощь авиации народному хозяйству. – Ред.) уже переоборудуются в авиационные клубы.

Читайте: Ведущие Top Gear не ожидали такого теплого приема в Киеве

Вы можете спрогнозировать динамику развития вертолетного рынка?

Вертолетный рынок большой, но он не станет альтернативой авиационному бизнесу. Среднестатистический город нужно охранять, оказывать медицинские услуги, вести экологический и тепловой контроль. Город с численностью населения 100 тыс. человек нуждается в 2-3 вертолетах. Исходя из этого можно определить его емкость.

В России вертолетный бизнес более успешен?

Безусловно. Россияне построили много вертодромов! В городах-миллионниках 5-6 вертодромов. Каждый из них насчитывает от 50 до 100 единиц техники.

Вы пилотируете?

Нет. Я азартный человек. Если сяду за штурвал, возникнут проблемы.

Геополитический выбор Украины и бизнес

Как внешнеполитический выбор Украины повлияет на государство в целом?

Мое отношение к евроинтеграции неоднозначное. Да, мы стремимся в Европу! Но не стоит питать иллюзии. Ни в одном документе не сказано об этапах и возможном членстве в Евросоюзе. Стоит задуматься: что мы принесем в Европу? Я полагаю, что после подписания соответствующих документов наступит разочарование, поскольку нам навяжут требования, выполнение которых связано с огромными инвестициями. Именно об этом говорит г-н Азаров, и он прав, заявляя, что это непозволительная нагрузка для экономики.

Какой внешнеполитический выбор Украины правильный, на ваш взгляд?

Если инвестировать в производство, нужно ориентироваться на те рынки, где продукция сбывается десятки лет, где есть традиции потребления и налаженные связи. Это рынки СНГ и третьих стран, которые мы «успешно» потеряли только «благодаря» инициативе России. Российская культура и общество не являются для нас идеалом. Украинские ценности, культурное наследие и традиции ближе к европейской ментальности. В Европу идти нужно, но делать это грамотно, взвешенно, цивилизованно. На мой взгляд, ошибка Гаранта заключается в том, что не был проведен референдум и не был осуществлен детальный анализ сближения с тем или иным внешнеполитическим союзником. Анализ, который позволил бы выбрать нужные Украине векторы. Ведь не Янукович, не Азаров и не Кабинет Министров идут в Европу, идет все общество.

Делать столь значимый цивилизационный выбор необходимо разумно, чтобы избежать разочарования, как в случае с Оранжевой революцией.

Как евроинтеграция отразится на автомобильном бизнесе?

Ничего хорошего ожидать не приходится. Кредитные ставки, предлагаемые украинскому бизнесу, – это не удавка и не петля, это – смертельная инъекция. Как только откроются рынки, зайдет системный европейский бизнес с традициями и кредитованием «своих» банков под 3-4%. Для Европы поглотить 46-миллионный рынок не составит труда. Украинский бизнес больше не будет конкурентом для этих компаний и превратится в сырьевой придаток.

О личности

Каковы ваши жизненные ценности и философия?

Что изучает философия? Законы развития природы и общества. Сделаю акцент на слове «природа», поскольку природа – начало начал. В целом для меня важна гармония.

Какие составляющие вашей гармонии?

Внутренний комфорт: со временем устаешь подстраиваться под этот мир. От бизнеса, как, впрочем, и от жизни в целом, нужно получать удовольствие.

ЧитайтеGeneral Motors отдаёт Peugeot китайцам

Об автомобилях и бизнесе

Ваш бизнес состоит из 12 подразделений. Какой была стратегия развития в глобальной перспективе?

Все в своей жизни я строю системно, долгосрочно и независимо от персоналий. Как правило, человек играет ведущую либо ведомую роль. Себя я всегда считал ведущим. Лидерские качества не приобретаются: они либо даются природой, либо не даются вообще. Влияние персоналий не должно быть основополагающим. У сильного менеджера должны быть сильные заместители. А еще я не ставлю недостижимые цели.

Почему вы выбрали именно автомобильный бизнес?

В автомобильном бизнесе, скажу честно, я оказался случайно. Первые автомобили, Chevrolet Best Express, мы привезли еще в 1989 году. Позже оказался в поле зрения концерна Volkswagen, который как раз искал партнеров для организации бизнеса в Украине. У Volkswagen был ряд определенных условий, которые нам удалось быстро выполнить. Это и стало стартом успешного сотрудничества.

Каков алгоритм построения успешной бизнес-модели?

Чтобы быть успешным в бизнесе, все нужно делать на 100%. Не на 99 или 101, а на 100%. Во-первых, следовать стратегии поведения, которую диктует партнер, обладающий подтвержденным статусом лидера рынка. Не стоит искать пути оптимизации и/или удешевления. Во-вторых – любить партнера, как самого себя (библейская заповедь). В интервью я часто говорю: немецкий менеджмент – лучший! После работы в Audi можно уйти в любой бизнес, будучи уверенным в успехе.

Роль автомобиля в вашей жизни?

Как и для любого мальчика, автомобиль для меня был мечтой. Первое воплощение мечты – ЗАЗ 968М. Помню, как отец купил за рубежом FIAT, на что требовалось разрешение партийных органов. Он приобрел автомобиль без разрешения, за что получил взыскание. FIAT был продан, а взамен куплен ЗАЗ, а еще через несколько лет – «Жигули». К «Волге» у меня особые чувства: это мой первый взрослый автомобиль.

У вас есть фаворит в персональной автомобильной истории?

Каждый из них был лучшим в свое время. Впрочем, чем больше машин, тем сильнее любовь притупляется. Сейчас мой фаворит – это Audi A8, 4.2, турбодизель.

Читайте: Лучшие авто по версии Top Gear

Вы сами управляете автомобилем?

Да, я люблю это (улыбается). Услугами водителя пользуюсь крайне редко.

Вы агрессивны за рулем?

Нет. Не люблю хищников и агрессию. Я вожу быстро, но спокойно. Мое время в пути от Киева до Одессы – 2:30, и ни капли агрессии.

Представим, что Украину и Европу связывает автобан, соответствующий лучшим критериям самого понятия. Какой автомобиль вы выберете для первой поездки?

Я выберу Lamborghini. Если же рассуждать о повседневности – все зависит от того, для чего мне нужен автомобиль. Я люблю управлять Lamborghini, однако из-за «воды» и дорог, которые доминируют в украинской реальности, – это скорее риск, чем удовольствие.

Справка:

Виктор Постельников.

Генеральный директор группы компаний «ВИПОС». В течение 20 лет компании, входящие в состав «ВИПОС», являются лидерами своих направлений.

Автомобильная группа «ВИПОС» – официальный дилер Lamborghini в Украине.

«Випкар» – официальный дилер Bentley и Spyker в Украине.

«Редкар» – официальный импортер Ferrary в Украине.

«ВИПОС Эйр» – представитель вертолетной техники MD Helicopters в Украине.

«Автомобильный завод ВИПОС» – крупноузловая сборка автомобилей.

«Ауди Центр ВИПОС», «Ауди Центр Хмельницкий», «Таврида Моторс», – официальные дилеры Audi в Украине.

German Motors – официальный дилер Volkswagen.

«Долина» – аэродром для бизнес-авиации.

2 января 2014, 19:55
0
Версия для печати Отправить
«   »
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Новости

23:4622:4721:3620:4118:5616:2315:1814:2913:3313:0112:3412:0311:4310:469:599:268:438:0123:3322:4721:3620:4118:5616:2314:29
Все новости »

Другие рубрики