The Kiev Times - ежемесячная аналитическая газета и новостной сайт

В российском Театре оперетты вручают «Нику»

2 апреля 2013, 22:50
0
Версия для печати Отправить
Премия "Ника"

Национальная кинематографическая премия «Ника» проходит уже в 26-й раз. По ее лауреатам за эти годы можно изучать новейшую историю отечественного кино. Один из ее отцов основателей сценарист Виктор Мережко отошел от дел и занялся собственными кинопроектами. А кинорежиссер Юлий Гусман до сих пор у руля.

Как сказал «МК» накануне церемонии сам Юлий Соломонович про себя: «Еще с 1987 года, когда «Ника» только начиналась, я выбрал роль играющего тренера, режиссера-диспетчера. Кто-то любит мои шутки, кого-то они раздражают. Но моя функция помимо всего прочего — затыкать дыры. За кулисами все клокочет, а я должен с улыбкой на уставшей физиономии избегать всех подводных камней»

26-я церемония вручения премии «Ника» открылась фрагментами из последнего фильма Алексея Германа «Трудно быть богом». Небольшой отрывок с участием Леонида Ярмольника в роли дона Руматы, был встречен аплодисментами. Следом на сцену вышел Михаил Ефремов, прочитавший стихи Дмитрия Быкова о том, что «мы были богами, но стало трудно, и подумали — лучше людьми».

Затем выступил новый президент академии «Ника» кинорежиссер Андрей Кончаловский, занявший этот пост после Алексея Баталова.

— Если говорить о моих ощущениях, то я ошеломлен, мне даже пришлось сегодня надеть костюм. Последний раз я выходил на сцену «Ники» четверть века назад. И с тех пор всегда буду благодарен ей за то, что она дала жизнь картине, которая 20 лет пролежала на полке.

Мы все помним то десятилетие, когда люди во весь голос говорили правду везде. Потом с этим вопросом немного разобрались. Но «Ника» живет и до сих пор позволяет быть самими собой.

Что касается моих обязанностей, то единственное, на что я надеюсь, что, как и у предыдущего президента, у меня получится, будучи президентом, остаться еще и приличным человеком.

Приз в первой номинации вручал экс-глава Минфина РФ Алексей Кудрин. За «лучший неигровой фильм» достаточно ожидаемо приз получила Любовь Аркус — киновед, ставшая режиссером фильма «Антон тут рядом». Любовь со сцены объявила о создании фонда для помощи героям своего документального исследования жизни тех, кого мало замечают — детей-аутистов и их семей.

«Нику» в категории «лучший анимационный фильм» вручили классику отечественной мультипликации Михаилу Алдашину за ленту «Бессмертный». Это философская притча, основанная на горской легенде, повествует о невозможности обрести бессмертие, какие сказочные возможности не предоставлялись бы человеку.

Приз за лучшую женскую роль второго плана получила Татьяна Друбич за работу в фильме Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты».

— Вот это фокус, — сказала удивленная актриса со сцены. — Конечно, все поднимаются сюда, чтобы поблагодарить, но… Без «но» никогда не обойтись. Вы знаете, что все награды и премии — это всегда вопрос времени. Я считаю, что в этом году именно у Оли Лапшиной выдающаяся актерска работа в прекрасном фильме Васи Сигарева «Жить». И еще одно. В кино все номинации всегда — одна номинация. Режиссер. И в отношении Ренаты Литвиновой это верно во сто крат, потому что все, что вы видите на экране — это она. И конечно, она поддержала всех нас, актрис, своим актерским дарованием и человеческим.

Приз в номинации лучшая мужская роль второго плана достался посмертно Андрею Панину за фильм Александра Прошкина «Искупление».

Награду вручал Сергей Гармаш, который, по собственным словам, нарушил традицию, объявив имя победителя, не раскрывая конверт. Зал встретил это известие минутой молчания.

Получать «Нику» вместо своего актера вышел Александр Прошкин.

— Он сыграл самого себя в обстоятельствах 1945-го года, — сказал режиссер со сцены. — Мы еще не до конца осознали масштаб этой трагедии.

Приз имени Алексея Германа «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф», как и было объявлено накануне, торжественно вручили кинорежиссеру Вадиму Абдрашитову и кинодраматургу, режиссеру Александру Миндадзе. «Ники» им передавали вдова и сын Алексея Юрьевича. Светлана Кармалита долго говорила про дружбу в среде кинематографистов, ее сопрождали аплодисменты зала. Алексей Герман-младший молчал, к речи матери ничего не добавил. Вадим Юсупович, принимая награду, заметил, как странно получать приз имени друга…

«Нику» за лучшую работу художника вручила режиссер Светлана Дружинина. Прежде чем передать «Нику» Сергею Февралеву за фильм Андрея Прошкина «Орда», Светлана Сергеевна произнесла длинную красочную речь, перебиваемую репликами главного ведущего церемонии, Юлия Гусмана. Шутливая перепалка надолго превысила регламент. И Гусман, и Дружинина в итоге заставили зал хохотать в голос над такими, казалось бы, самыми обычными словами, как: «В моей жизни художники в кино играли большую роль».

В российском Театре оперетты вручают «Нику», фото - Стиль жизни. «The Kiev Times»

Кадр из фильма «Орда» Андрея Прошкина

Приз за лучший фильм СНГ и Балтии получило «Вечное возвращение» Киры Муратовой. Победителя в этой номинации объявлял актер Владимир Зельдин, который в этом году отметил 98-летие. По торжественному поводу Владимир Михайлович исполнил фрагменты песен из спектакля «Человек из Ламанчи» и фильма «Свинарка и пастух».

Далее шла номинация «лучшая работа звукорежиссера». Перед тем, как открыть конверт, певица Тамара Гвердцители исполнила перед публикой красивую грузинскую песню, посвятив ее родному городу Тбилиси. В качестве оформления на экранах сцены лили потоки горных рек. Кстати, эти экраны на данной церемонии использовались, на наш взгляд, несколько странно — происходящее на сцене на них транслировалось избранно, поэтому даже сидящим в середине партера не все хорошо было видно.

Песня кончилась, имя объявили:

— Максим Беловолов, фильм «Орда».

Почетную «Нику» «За честь и достоинство» академия решила вручить сразу двум кинематографистам: режиссеру Глебу Панфилову и актрисе Инне Чуриковой.

В российском Театре оперетты вручают «Нику», фото - Стиль жизни. «The Kiev Times»

Инна Чурикова

Вручать награды вышел целый квартет академиков в лице Эльдара Рязанова, Михаила Швыдкого, Александра Ширвиндта и Лии Ахеджаковой.

Эльдар Александрович в честь Панфилова, который не смог прийти на церемонию по состоянию здоровья, читал стихи Киплинга в переводе Маршака. Лия Ахеджакова рассказала историю того, как Инна Чурикова впервые познакомилась с Глебом Панфиловым на пробах к фильму «В огне брода нет».

Александр Ширвиндт в шутку предложил со следующего года ввести номинацию «За потерю чести и достоинства», причем в трех степенях: временная потеря, случайная и окончательная.

Михаил Швыдкой свое присутствие на сцене объяснил тем, что он «единственный человек, который может держать в руках одновременно два предмета». А самой «Нике» сказал спасибо за то, что в зале «ни одной противной морды».

— Раньше я все время думала, как долго бежит время. А оказывается, оно быстрое. И вот уже надо подводить некие итоги. Спасибо вам и от Глеба, — сказала в ответ Инна Чурикова.

Номинация «лучшая мужская роль». Галерка громкими аплодисментами и криками встречает имя номинанта Данилы Козловского. Между тем, с вручением не торопятся — на сцену приглашен Иосиф Кобзон. С песней. Зал после антракта реагирует активно — некоторые не только хлопают, но и подпевают: «Еще ты не развенчан, еще кумир у женщин!» Далее певцу выносят конверт. После краткой приветственной речи с перечислением тех юбиляров года, которым 75, Иосиф Давыдович вскрывает конверт и объявляет:

— Два лауреата: Антон Адасинский, «Фауст» и Максим Суханов, «Орда».

Гусман тут же шутит, что они подбирали специально — оба лауреата лысые и красивые.

Суханов, в отличие от Адасинского, вышел в полуспортивых штанах и простом свитере. Максим сказал: «Мне так понравилась работа Антона, что я сидел сейчас и думал, что если сейчас меня вызовут, я скажу, что хотел бы разделить эту награду с ним».

«Нику» в номинации «Открытие года» получил Алексей Андрианов, режиссер фильма «Шпион».

— Неожиданно, — сказал режиссер со сцены, после чего поблагодарил всех продюсеров, съемочную группу и отдельно «свою девушку Катю». — Она жила со мной все эти два года и все это терпела.

Лучшим художником по костюмам академики назвали Наталью Иванову, а лучшим оператором — Юрия Райского (оба — за работу над фильмом «Орда»).

После романтического выступления певицы Севары, награжденной благодарной публикой криками «браво!» и радостным свистом, приступили к номинации «лучшая музыка к фильму». Севара осталась на сцене. К ней присоединился Виктор Сухоруков, который, для интригу, с конвертом в руках пошутил про то, что это не кинопремия, а лотерея. После слов восхищения всеми представленными сегодня композиторами, Виктор Иванович вскрыл конверт и произнес:

— Алексей Айги, «Орда»!

Похоже, картина Андрея Прошкина унесет этим вечером из театра оперетты половину статуэток, если не больше.

После долгого перечисления спонсоров церемонии Юлий Гусман позвал на сцену очередную соведущую актрису Елену Лядову. В этот вечер, кстати, Юлий Соломонович, как никогда раньше, менял девушек. До того с ним на сцене были: Екатерина Гусева, Евгения Трофимова, Валерия Ланская.

И тут стали чествовать кинорежиссера Сергея Урсуляка за многосерийный телефильм «Жизнь и судьба». Его «Ника» называлась — специальный приз Совета Академии «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа». Урсуляк позвал на сцену всех из съемочной группы «Жизни и судьбы». Как тут же откликнулся Юлий Соломонович: «Весь цвет отечественного кинематографа». И правда, вышли: Александр Балуев, Анна Михалкова, Лика Нифонтова, Полина Агуреева… Статуэтку им вынес Константин Райкин. Что ж, заслуженная награда — несомненная.

2 апреля 2013, 22:50
0
Версия для печати Отправить
«   »
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Новости

23:4622:4721:3620:4118:5616:2315:1814:2913:3313:0112:3412:0311:4310:469:599:268:438:0123:3322:4721:3620:4118:5616:2314:29
Все новости »

Другие рубрики