Приближающийся саммит Восточного партнерства в Вильнюсе вызывает не только споры о путях развития Украины после него, но и вполне закономерный вопрос, с кем же мы идем рука об руку?
Небольшой ликбез для обывателя. Соглашения об ассоциации подписываются Европейским Союзом в рамках двух политик:
– Процесса стабилизации и ассоциации, в котором участвуют страны Балканского полуострова;
– Европейской политики соседства (ЕПС), в сферу интересов которой входят страны Восточной Европы (Украина, Молдова, Беларусь), Южный Кавказ (Армения, Грузия, Азербайджан), Средиземноморский регион, представленный Египтом, Алжиром, Иорданией, Ливаном, Ливией, Израилем, Тунисом, Марокко, Сирией и Палестинской автономией.
Алжир в настоящее время обсуждает план действий ЕПС; Беларусь, Сирия и Ливия остаются вне большей части структур ЕПС; остальные государства, в том числе и Украина, полноценные участники переговоров.
Существует дополнительная политика, включающая в соглашение положения о свободной торговле. Например, с Чили и Южной Африкой заключены именно такие договоренности.
Если кто-то тешит себя надеждами стать частью Европы после подписания Соглашения об ассоциации, то список стран, в ряду которых мы находимся, вряд ли дает для этого основания. И остается еще открытым вопрос, кто кому сегодня нужнее – ЕС Украине или наоборот?
Читайте также: Евросоюз: побочный эффект
Для решения существующих проблем и внутренних противоречий ЕС нуждается в «свежей крови». Насколько сильна эта необходимость, покажет Вильнюсский саммит. Ждать осталось недолго.
Читайте также: Текст Соглашения на украинском языке