The Kiev Times - ежемесячная аналитическая газета и новостной сайт

Владыка Борис Гудзяк: «Сегодня есть необходимость по-новому осмысливать место Украины в мире»

1 декабря 2014, 22:19
25
Версия для печати Отправить
Гудзяк

Корреспондент The Kiev Times встретился в Париже с Борисом Гудзяком — президентом Украинского католического университета во Львове и первым епископом епархии святого Владимира Великого в Париже, Апостольским экзархом украинских греко-католиков во Франции, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге и Швейцарии. А на следующий день под Триумфальной Аркой /arc de triomphe de l’Étoile/ звучал Гимн Украины, а в соборе Нотр-дам-де-Пари /Notre Dame de Paris/ на службу собрались украинские греко-католики

Интервью доступно на украинском языке по ссылке.

— Какое место занимает Украина в Вашей жизни?

— Украина – это не только Родина моих родителей. Не только красота Карпат и дорогой сердцу Львов. Украина – это колыбель культуры, в которой меня качала мама.

Это страна моего свободного выбора, где я прожил большую часть своей взрослой жизни (от редакции: после получения докторской диссертации в Гарвардском университете, владыка Борис Гудзяк, который родился в США, решил переехать в Украину, откуда происходили его родители, чтобы работать над восстановлением Львовской богословской академии, закрытой советской властью. Впоследствии Академия трансформировалась в Украинский католический университет). В Украине работает мое любимое детище – Украинский католический университет.

Украина – это драматическая история, вдохновляющая романтика, близкие, дружеские отношения, и одновременно травма прошлого, которая побуждает любить и стараться исцелять – медленно, терпеливо, с любовью.

– Опишите роль Украинской Греко–Католической Церкви (УГКЦ) в традиционном православии.

– Свидетельство УГКЦ для православия в Украине имеет два измерения.

Во–первых, УГКЦ призвана быть одновременно православной и католической, восточной, аутентичной, поместной Церковью в католическом общении. УГКЦ – это выход на католический, то есть вселенский мир.

Во–вторых, это особое качество свободы – свободы от государства, власти, конъюнктуры. Эта свобода закалялась при полном запрете, когда УГКЦ могла действовать в катакомбах (от редакции: УГКЦ была ликвидирована советской властью в 1946 году. Тогда же было арестовано все руководство. УГКЦ просуществовала в подполье до 1989 года). Мы сохранили эту свободу, и она позволяет УГКЦ – церкви меньшинства – быть лидером в общественных и морально–политических вопросах.

Владыка Борис Гудзяк: «Сегодня есть необходимость по-новому осмысливать место Украины в мире», фото - Личность. «The Kiev Times»

Фото: Торжества у Триумфальной арки

– Чем было обусловлено очень сложное положение УГКЦ во времена советской власти?

– УГКЦ своим бытием и своим тождеством вырывалась из–под тоталитарного контроля. Кроме того, она защищала достоинство своего народа, украинского народа. Поэтому Сталин считал, что необходимо ее полностью уничтожить. Были арестованы глава Церкви, все епископы, огромное количество священников и верующих, многие из них погибли мученической смертью в тюрьмах и лагерях.

Те, кто пренебрегают или даже топчут достоинство Украины и хотят ее покорить, воспринимают УГКЦ как угрозу и до сих пор (УГКЦ имеет трудности с деятельностью в оккупированном Крыму и на захваченных террористами территориях на востоке Украины).

– Когда произошли изменения в отношении государства к УГКЦ в Украине? Чья это была инициатива?

– Изменения – это процесс. В конце советского периода 25 лет назад, а именно 1 декабря 1989 года, УГКЦ была легализована. Это произошло в рамках встречи Горбачева с папой Иоанном Павлом II.

После легализации Церковь год за годом грамотно и целостно выражала христианскую социальную доктрину, объясняя взаимоотношения Церкви и государства. Увидев духовную, социальную, интеллектуальную, образовательную работу УГКЦ, государственные чиновники и граждане начали ее уважать. Сегодня среди сторонников УГКЦ много не греко–католиков: интеллектуалы, художники, журналисты и то молодое поколение, которое было в первых рядах Революции Достоинства.

Однако процесс нормализации состояния УГКЦ в Украине еще не завершен. Например, никогда она не была полностью реабилитирована, и не было возвращено имущество, которое конфисковали во время ликвидации в 1946 году.

– Как вы понимаете роль УГКЦ в современной Украине?

– УГКЦ призвана развивать и углублять свое свидетельство, утверждать те качества, которые сегодня больше всего нужны. Например, борьба с коррупцией означает, что греко–католики сами должны эту коррупцию выжимать. Ведь в греко–католических Львове, Тернополе, Ивано–Франковске коррупции не меньше чем в других украинских городах. То есть греко–католики не все святые.

УГКЦ имеет особую возможность интегрировать Украину и украинцев в более широкий мир через свое католическое общение. Здесь Церковь должна быть каналом для позитивных международных явлений и фильтром интерпретаций относительно малополезных, а то и вредных феноменов современной глобальной культуры.

Владыка Борис Гудзяк: «Сегодня есть необходимость по-новому осмысливать место Украины в мире», фото - Личность. «The Kiev Times»

Фото: Интервью с владыкой Борисом Гудзяком

– Как УГКЦ сосуществует с официальной властью?

– Церковь должна говорить к власти четко, понятно, поддерживать ее полезные инициативы и быть конструктивно критической. Любой ценой Церковь должна сохранить свою нравственную свободу перед властью и от власти – тогда она сможет этой власти и всей Украине действительно помочь.

– Как УГКЦ относится к Украинской православной церкви?

– Для УГКЦ все православные являются братьями и сестрами во Христе. Объединение православных в Украине – это официальная позиция и искреннее стремление руководства и членов УГКЦ.

– Как религия влияет на современное общество?

– Современное украинское общество, и общество вообще, находится в новой, постсекулярной фазе своего развития. На Майдане мы снова начали открывать таинство человеческой жизни и бытия, глубокое значение и силу жертвы. Эти понятия выходят за рамки рационалистического мировосприятия, которое характеризовало модерность.

Оставляя век прогресса и тоталитаризмов, которые скептически или даже радикально негативно относились ко всему таинственному, Божьему, духовному, сегодня мы видим, что религия остается константой в человеческом опыте. Человеческое сердце жаждет Бога, вечности, любви, солидарности и сопричастности.

– Что Вы, владыка Борис, хотели бы сказать об украинском в мировой истории?

– С перспективы моей епархии святого Владимира (от редакции: владыка Борис Гудзяк возглавляет Парижскую епархию святого Владимира Великого УГКЦ, которая опекается украинскими католиками во Франции, Швейцарии, Бельгии, Голландии и Люксембурге) хочу отметить роль Анны Ярославны, внучки Владимира Великого. Пожалуй, это первая личность из Украины, которая заметно вписалась в западноевропейскую и мировую историю.

Сегодня есть потребность по–новому осмысливать место Украины в мире. Украинцы вне Украины – это не обездоленные, экономические или политические эмигранты. Это в первую очередь королева Франции, которая знала несколько языков, читала на них, а ее муж, король Генрих I был неграмотный.

Роль нашей территории, нашего народа в общей истории часто не замечали, замалчивали, перечеркивали. Это сейчас меняется. То, что уже год все медиа мира регулярно, если не ежедневно, говорят об Украине, означает, что роль прошлого Украины станет темой разговоров, исследований и новых интерпретаций.

– Что важнее для Украины: историческая память или понимание перспективы?

– Как часто бывает с такими вопросами, ответ не может быть «или–или», скорее «и–и». Страны, которые стабильно развиваются, не только экономически, но и культурно и социально, помнят свою историю; и наоборот – забывание о прошлом ставит под вопрос развитие. Чем больше мы понимаем историю, например, исторические причины нашей коррупции, тем лучше можем искать перспективные решения и лекарства для лечения наших болей, ограничений, чтобы расти и развиваться.

Сегодня, учитывая все положительные моменты европейского сообщества, чувствуется, что многие европейцы подзабыли, какой ценой и на какой основе – культурной, нравственной – строилась их цивилизация. И заметно, что такая амнезия подмывает фундаменты того, что сейчас воспринимается как должное. В преодолении этой амнезии важную роль играют украинцы. Своим свежим, до боли обнаженным, израненным тождеством, которое нельзя игнорировать, Украина и украинцы сегодня задают вопрос и европейцам, и россиянам, и другим народам бывшего Советского Союза.

– Украина как часть мирового сообщества?

– За последние четверть века произошли эпохальные изменения. Украина оказалась особенно ответственным, высоконравственным государством по вопросам мира в мире. Это первое государство, добровольно отказавшееся от ядерного оружия, которое является крупнейшей рукотворной опасностью для человечества. Украина уважительно относится к представителям различных культур, рас, народов и языков, давая пример для многих стран, в которых существует преследование по языковым, национальным, религиозным или расовым признакам.

На уровне инфраструктуры, информации за 25 лет невозможно наверстать длительное исключение Украины и украинцев из сознания и сетей международного сообщества, однако процесс осознания Украины, ее интеграции, по моему мнению, уже неизбежен.

– Как УГКЦ представлена в украинских диаспорах?

– Может это прозвучит несколько нескромно, но нет другой структуры, кроме УГКЦ, которая в течение последних 140 лет сделала так много для того, чтобы поддерживать наших эмигрантов, их организовывать, защищать и помогать сохранить свою тождественность. В 1900 году было 3 греко–католических епископа, сегодня их 51, и более половины служит не в Украине. В Париже, Лондоне, Мюнхене, Варшаве, Афинах, Нью–Йорке, Буэнос–Айресе, Торонто, Мельбурне, Мадриде или Риме украинские греко–католические церкви и общества являются самыми надежными точками опоры для наших эмигрантов и поселенцев. Церковь организовала школы, молодежные, женские движения, культурную и интеллектуальную жизнь. В 60–80–х годах патриарх Иосиф Слепой (от редакции: после 18 лет советских лагерей Слепой оказался в изгнании на Западе) был, пожалуй, наиболее эффективным послом по украинским вопросам на всех континентах.

Невозможно представить украинскую диаспору без УГКЦ.

Владыка Борис Гудзяк: «Сегодня есть необходимость по-новому осмысливать место Украины в мире», фото - Личность. «The Kiev Times»

Фото: Владыка Борис Гудзяк и бывший председатель Европейского союза Герман ван Ромпей

– Возможен ли Украинский Мир?

– Я думаю, что украинский мир как аналог московского «русского мира» никому не нужен, потому что претензии, которые заложены в этом ностальгическом империалистическом понятии, не принесут никакого добра. Нам свое присутствие и осознание Украины в мире надо строить на совершенно иных началах и мировосприятии.

– Какова, на Ваш взгляд, историческая роль Киева 1000 лет назад и сегодня?

– Тысячу лет назад Киев был центром великой державы, которая тогда приняла знаменательное решение и признала христианскую веру. Из Киева излучалось все то, что легло в основу нашей письменности, культуры, морали, что придавало глубокий смысл нашему фольклору и нашему быту.

Этот исторический миф Киева, в положительном глубинном смысле слова «миф», не утрачен. Со своей географией, древней архитектурой и населением, которое по–особенному проявилось на Майдане, столичный Киев имеет то, чем может поделиться и что артикулировать в XXI веке и третьем тысячелетии.

– Что важнее для общества: Государство или Гражданин?

– Опять ответ «и–и». Государство, которое не заботится о гражданине, не концентрирует усилия для его развития, достоинства и счастья, является лжегосударством. А гражданин, который не чувствует ответственности за свое государство, подмывает основу своего собственного бытия и будущего.

1 декабря 2014, 22:19
25
Версия для печати Отправить
«   »
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Новости

23:4622:4721:3620:4118:5616:2314:2913:0112:2312:1410:469:599:268:4323:4621:4620:4116:3216:2314:2913:3312:4712:0311:4310:46
Все новости »

Другие рубрики