The Kiev Times - ежемесячная аналитическая газета и новостной сайт

Пианист Дмитрий Суховиенко: Мечтаю сыграть в новом концертном зале в Киеве

7 января 2013, 13:23
0
Версия для печати Отправить

Дмитрий Суховиенко – известный пианист, последователь великого Владимира Горовица, сегодня на международной арене представляет не только Бельгию, но и родную Украину. В этом году он стал артистическим директором серии концертов в Европейском Парламенте. Мы встретились с Дмитрием
в Киеве, чтобы поговорить о музыке вне политики.

Дмитрий, Ваш визит в Украину ознаменовали два события: ІV Меж­дународный конкурс молодых исполнителей академической музыки им. Лысенко и Благотворительный концерт для киевских меценатов в поддержку программы «Стипендиат» Благотворительного Фонда «Приятели детей». Расскажите об этом.

Для меня эти события проходят в едином ключе, они взаимосвязаны. Конкурс им. Лысенко и благотворительный концерт, организованный Киевским сигарным клубом, призваны поддержать молодые таланты, будущее Украины. Они разные по масштабам, но миссия у них одна.
Дети, которые волей судьбы остались без родительской опеки, особо нуждаются в поддержке. И я с радостью согласился на предложение господина Милана Паевича организовать такой вечер. Это мой первый в Украине благотворительный концерт такого уровня. Меня очень взволновала встреча с людьми, которые не утратили умения делать добро.

К сожалению, организаторы конкурса им. Лысенко только в последнюю минуту попросили меня пригласить интересных людей в Украину. Надеюсь, в следующий раз мы это исправим. Но важно сказать, что впервые государство Украина на таком серьезном уровне поддерживает молодых музыкантов. Министерство культуры Украины является главным организатором. Премии колоссальные – $20 000, $14 000 и $8 000 соответственно для каждой номинации: фортепиано, скрипка, вокал и виолончель. Плюс поощрительные премии в различных номинациях. Бюджет конкурса составил 6 миллионов гривен. Это замечательно! Желаю конкурсу процветания.

Работая в жюри конкурса, какие новые тенденции в фортепианном исполнении отметили?

Я огорчен тем, что во втором туре не оказалось ни одной девушки-конкурсантки. Мне хотелось дать возможность показать и женскую музыку, потому что это всегда интересно.
В целом уровень конкурсантов достаточно высокий. Это не удивительно. Европа достаточно давно в мирном положении. Войны всегда прекращают развитие творчества.

А в последние 10 лет с появлением Интернета молодежь очень стремится учиться! Появилась уникальная возможность учиться игре на видео, на слух. Не быть привязанным к одной школе и к одной манере – это общая мировая тенденция.
Изменилось и отношение к культуре фортепианной музыки. Все меняется и невозможно играть так, как играли даже 30 лет назад.
Мне бы хотелось, чтобы музыканты больше внимания уделяли основам музыкального образования, философии, глубине мысли. Но конкурсанты в силу возраста еще к этому не пришли. Юность стремится совершенствовать технику игры – это хорошо и нужно. Я и сам таким был… но в конце концов только глубина чувств может затронуть душу слушателя.

Пианист Дмитрий Суховиенко: Мечтаю сыграть в новом концертном зале в Киеве, фото - Личность. «The Kiev Times» Какую программу Вы сыграли на благотворительном вечере для киевских меценатов?

Камерным концерт не был, зал достаточно большой – порядка 200 мест, высокие потолки. Рояль Brodmann.
Я исполнил классическую программу к 280-летию Йозефа Гайдна и 75-летию Валентина Сильвестрова: сонату Гайдна, симфонические этюды Шумана и два произведения известного украинского композитора Валентина Сильвестрова. Впервые эта программа была представлена в октябре 2012 года на концерте в Европейском парламенте в Брюсселе.

Сегодня утром я позвонил Валентину Сильвестрову, великому композитору и человеку. Мало кто знает, что он живет и работает в Киеве, в скромной квартире в одном из микро­районов. К сожалению, Мэтр почти никуда не выходит, особенно на светские мероприятия.
Но он так был рад программе благотворительного концерта, что говорил со мной минут 20! (улыбается) А ведь он очень редко даже отвечает на телефонные звонки. Это такое везение! Он посчитал удачным расположение своих произведений в концерте. Я открываю первое и второе отделение его музыкой. По логике, начать стоило с классического произведения, а завершить современными творениями Сильвестрова. Но, согласно философии мэтра, его музыка создана как бы до Гайдна, до Шумана… предшествует ей, просто записана им в наши дни. Гениальные люди иначе смотрят на этот мир.

Расскажите о музыке Валентина Сильвестрова.

Он пишет сейчас очень спокойную, интимную музыку. У меня есть замысел сыграть однажды концерт, состоящий только из его произведений. Все, что он создает сейчас, так тихо, что это будет трудно: создать чуткий контакт с публикой и держать во внимании. Тут необходимо быть очень крупным музыкантом.
Сильвестров признался мне, что занят большой работой, поэтому ограничил связь с внешним миром, чтобы не растерять эту энергию сотворения. На концерте я сыграю те его произведения, рукописи нот которых он подарил мне в Киеве пару лет назад – они мне особенно дороги.

Пианист Дмитрий Суховиенко: Мечтаю сыграть в новом концертном зале в Киеве, фото - Личность. «The Kiev Times» Почему в основе программы именно Гайдн?

В этом году мир празднует 280-летие Гайдна, основоположника классической венской школы. Он написал более ста симфоний. Был учителем Бетховена. Логично, что заканчивается концерт сонатой Бетховена, которая посвящена Гайдну. Вообще он посвятил Гайдну три сонаты, но я сыграю только первую.
Знаете, когда Гайдн прослушал эту сонату Бетховена, он сказал: «Хм, хорошо… но все-таки еще надо поработать» (улыбается). Слушая эту сонату, понимаешь без сомнения – ее создал гений… Но Гайдн не мог сказать ученику, что тот гениален. И правильно. Возможно, именно благодаря этому Бетховен написал еще 31 сонату!
И последние его сонаты – это непревзойденные шедевры…

Кстати, Генрих Нейгауз, великий пианист и педагог, профессор Московской консерватории, в одной из своих книг пишет: «Какое счастье для музыкантов, что Бетховен утратил слух»… Может быть, это некрасиво звучит… но передать внутреннюю музыку Бетховен смог идеально, создавал невероятную фактуру… Человек с идеальным музыкальным слухом создает в среднем: аккомпанемент, мелодия. А утративший слух Бетховен позволял себе сумасшедшие вещи…

Кого из композиторов Вы любите играть?

Всех, кто говорит искренне, кто оставил после себя интересную идею. Киевская школа была основана на романтической традиции… да и сам инструмент фортепиано – из романтической эпохи: ХІХ век – вот период его расцвета. Мне близки Шопен, Шуман, Лист, Брамс. Представители той эпохи, которую мне как пианисту интересно и приятно играть.

Но и барокко тоже: Бах – это основа всего, что было после. И XX век, конечно же: Рахманинов, Шостакович, Сильвестров. Я люблю играть монопрограммы, в 2003 году выпустил диск с произведениями Шуберта. В прошлом году записал с концерта в Лозанне Сонату и все 12 трансцендентных этюдов Листа: один композитор на целый вечер в исполнении одного музыканта – это всегда рискованно, но очень интересно! В прошлом году в Киеве был мой вечер, посвященный 200-летию Листа. Хочу еще раз поблагодарить киевскую публику за ее верность и искренность. Зал филармонии был полон, концерт удался.

Как Вы оцениваете уровень Национальной филармонии Украины?

Знаете, мне не хотелось бы говорить о политике. Я делаю концерты в Европейском парламенте для того, что бы привнести музыку в политику, а не наоборот. Но из песни слов не выбросить, все взаимосвязано. На международный уровень должна вый­ти страна, тогда это сможет сделать и Национальная филармония Украины. Талантливые музыканты это могут сделать и так – уехать в Европу или еще куда-нибудь подальше.
А страна не может никуда уехать! Равно как и Национальная филармония. Я желаю Украине развиваться, продолжать нести тот огонек, который мы получили при развале Советского союза… Высоко нести свою национальную гордость. Это надо развивать в самих себе. В любой стране мира любая нация, даже маленькая, гордится своими достижениями в области культуры. Много лет я прожил в Швейцарии. И итальянцы, и французы, и немцы по национальности – все в равной степени гордятся тем, что они швейцарцы. Такие крошечные государства как Люксембург, Монако – гордятся, что уж говорить об Украине. А нам все годы независимости не хватает именно этого. Украине нельзя забывать о национальной идее. Филармония – это не просто красивое здание в центре столицы – это часть европейской культуры. С развитием экономики страны сюда начнут приезжать великие музы­канты.

Пианист Дмитрий Суховиенко: Мечтаю сыграть в новом концертном зале в Киеве, фото - Личность. «The Kiev Times» Кого считаете своим учителем?

В 1979 году я поступил учиться в школу им. Лысенко. Софья Дмитриевна Добржанская начинала учить меня игре на фортепиано в семь лет. А потом я перешел к Всеволоду Михайловичу Воробьеву, профессору Киевской консерватории.
11 лет музыкальной школы плюс
5 лет консерватории: я очень добросовестно все учил (улыбается). Поступил в аспирантуру и параллельно мне выпал шикарный шанс: я получил стипендию Академии Иегуди Менухина в Швейцарии. Это был 1995 год. Виза у меня была открыта всего на
10 дней, а вернулся я в Киев на каникулы только спустя полтора года…

Вы считаете себя скорее европейцем, чем украинцем?

Не скорее, а европейцем. Мои дети родились в Бельгии, супруга бельгийка. Я давно корни пустил в Европе. Но и всегда я себя ощущал европейцем. Первые свои шаги на земле я сделал в Будапеште.
Мы с родителями приехали в Киев, когда мне исполнилось 6 лет. Я все время спрашивал: «когда мы поедем домой»? И гораздо лучше говорил на венгерском, чем на русском.

Очень важно, будучи украинцами, не забывать, что мы и есть европейцы. Менталитет у нас европейский.
Вас называют последователем великого Владимира Горовица. Почему, как Вы считаете?
Мы все уникальны и играем совершенно по-разному. Не может быть второй копии никого из нас. Я уверен, что совсем не так играю, как великий Горовиц. Связь у нас по школе, не по манере игры. Но школа Феликса Блюменфельда, который преподавал в Киевской консерватории – узнаваема, имеет свои традиции и характерные черты. Это особая философия фортепианной музыки. Одна из учениц Блюменфельда – Стешенко-Куфтина – учила моего учителя маэстро Воробьева. Она не уехала за границу, в отличие от Горовица. Его спасла эмиграция, которая дала шанс для развития его таланта и возможностей. У нее совершенно иная судьба: вышла замуж за академика, который был репрессирован в сталинские времена, их сослали в Тбилиси. Карьера Горовица была для нее просто невозможной при всем таланте. Но сам Рихтер занимался у нее, когда бывал в Тбилиси.

Женские имена в фортепианной классической музыке?

Редко звучат, но они прекрасны. Сейчас есть великая Марта Аргерих, аргентинка, которая училась в Швейцарии. Латинский темперамент в сочетании с виртуозным мастерством – она удивительный пианист. Звучит молодая, но очень талантливая пианистка Элен Гримо. В Советском Союзе были великие Татьяна Николаева и Мария Юдина.

Почему так мало женских имен? Мы играем старую классическую музыку. Традиция такова, что женщина из хорошей семьи в Европе не могла работать. Причем это не было дискриминацией, скорее естественным природным предназначением – заниматься семьей.
Мужчины-композиторы создавали мужскую музыку для мужского исполнения. Женщине по своей физиологии порой сложно сыграть какую-то вещь. Технически – возможно, но это не всегда выглядит натурально. Например: Рахманинов (особенно третий концерт!) или Брамс – традиционно мужские композиторы. Аполлоны должны играть. Сегодня только Марта Аргерих может оспорить это утверждение.

Пианист Дмитрий Суховиенко: Мечтаю сыграть в новом концертном зале в Киеве, фото - Личность. «The Kiev Times» Что для Вас значит диалог с залом?

Это прежде всего трансформация, которая происходит посредством музыки. Важнейший аспект моей философии заключен в вопросе: «Зачем мы играем?» Музыкант – это ведь и профессия, и не профессия… скорее Миссия. Это как пастор в церкви.
Мы тоже проповедники добра, красоты, мистики и чуда. Если музыкант это осознал – люди к нему потянутся, даже если он не великий исполнитель. Все мы нуждаемся в свете, добре, позитиве. Даже музыка печальная может вдохновить вас на прекрасный поступок или настроение. Печаль – это не всегда конец. Это начало чего-то хорошего.

Миссия музыканта – сохранять культурные сокровища мировой цивилизации. Музыкант – посредник между композитором и публикой. Но передавая от композитора информацию, сообщение и вызов – он должен пропускать это через себя.
Какая-то часть вашей личности должна отразиться в музыке. Одно и то же произведение зазвучит у одного артиста совершенно по-разному
в солнечный или дождливый день. Он сыграет произведение таким, каким почувствует его в зависимости от состояния, настроения. И зритель это тоже почувствует. В этом есть особая прелесть.

В этом нечто мистическое…

Если человек не верит в добро и чудо – ему трудно это доказать, даже посредством музыки. Поэтому мне всегда легко играть в Украине – здесь публика верующая. Да и на родной сцене чувствуешь себя гораздо легче.

Верите в знаки и предначертания?

Мистика – в судьбе любого человека. Как артист и музыкант я не просто верю в знаки, а принимаю и замечаю их. Семья Иегуди Менухина и он сам сыграли в моей жизни очень важную роль. И сегодня он незримо присутствует в моей жизни. Это дар Божий.
Родители Менухина родом из Украины. Благодаря Иегуди я получил стипендию и уехал учиться
в Швейцарию. Жизнь круто переменилась.

В 2009 году меня пригласили в Брюссель сыграть концерт в Европейском Парламенте. Прихожу в парламент и вижу, что концертный зал носит имя Иегуди Менухина! Причем зал был назван много лет назад. И я понял, что должен что-то сделать в этом зале. Первый концерт состоялся уже в октябре. Пока нам приходится исследовать правила Европейского парламента. Например, мы не имеем права привлекать спонсоров и продавать билеты… Но все решаемо.

Это будет беспрецедентно и очень красиво. Европейские депутаты понимают, что это будет больше, чем просто концерт. И что самое важное! Менухин в последние месяцы своей жизни мечтал создать Парламент Культуры, где собирались бы музыканты, театральные режиссеры, писатели для решения вопросов культуры. Его сын Джереми, прекрасный пианист, рассказал мне об этом.
И вот в Европейском парламенте в зале имени Менухина один из его стипендиатов проводит концерт, чтобы обратить на культуру внимание мировой общественности.

Пианист Дмитрий Суховиенко: Мечтаю сыграть в новом концертном зале в Киеве, фото - Личность. «The Kiev Times» Как бы вы сами себя представили?

Я не люблю говорить о себе. Об этом говорит публика после концерта. Единственное, что хочу сказать – надеюсь, что я хороший отец и муж.

Ваши дети слушают Вашу музыку?

О, конечно! Дочери Зои исполняется 4 года в январе, ей еще рано выходить в свет. Поэтому я играю для нее персональные концерты дома (улыбается).
А сыну Рафаэлю 7 лет. Он больше напевает мелодии из «Звездных войн» – а это, кстати, совсем непросто. Но если меня родители сдали в музыкальную школу, то он свободен – у него есть личное будущее. Я даю ему все, что могу. Но выбор за ним.

Сегодня вы благодарны своим родителям, что они отдали Вас в музыкальную школу?

Да. Мама всегда говорила: «Вот настанет день – скажешь спасибо». Говорю. Но во многом это везение: могло бы и не получиться. Но как в семь лет можно решить свою судьбу и понять, чем хочешь заниматься?
У меня с фортепиано сложная история – это далеко не была любовь с первого взгляда! Первые пять-шесть лет – трагизм! В пять лет меня привели на первый урок фортепиано в Советское посольство в Будапеште.
Я как сейчас помню: плачу в коридоре, наотрез отказываюсь идти, а меня затаскивают в класс…
Профессор из Москвы сказала моей маме сокровенную фразу: «Если вы сына не отдадите в музыку – совершите самую большую ошибку в жизни». Эта фраза испортила мне все детство (смеется).

В каком из концертных залов вы мечтаете сыграть?

Я мечтаю сыграть в новом концертном зале в Киеве. В любой мировой столице, будь то Москва, Париж или Лондон – несколько концертных залов – для симфонического оркестра, для камерной музыки: маленькие, средние, большие – разные.
В Киеве сегодня – только филармония. Я слышал, что уже есть планы построить большой концертный зал в столице – я своими обеими пианистическими руками – за!

7 января 2013, 13:23
0
Версия для печати Отправить
«   »
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Новости

23:4622:4721:3620:4118:5616:2315:1814:2913:3313:0112:3412:0311:4310:469:599:268:438:0123:3322:4721:3620:4118:5616:2314:29
Все новости »

Другие рубрики