The Kiev Times - ежемесячная аналитическая газета и новостной сайт

Эксперт: Почему в Украине никогда не будет денег?

21 декабря 2012, 14:02
2
Версия для печати Отправить

Две основные сюжетные линии событий, происходящих сегодня в мире, определяющие развитие государств и народов на ближайшую историческую перспективу – это мировая война за ресурсы и процесс трансформации мировой финансовой системы (МФС). Обе линии тесно переплетены, имеют общие корни и задачи.

Передел ресурсов и его производные в виде псевдодемократических переворотов с использованием традиционных сце­нариев «цветных» революций со смещением законных властей; прямая вооруженная агрессия или сочетание вооруженного вмешательства с технологиями ненасильственного воздействия.
А трансформация МФС с целью приведения ее к требованиям сегодняшнего дня? Впрочем, МФС в этом процессе является и субъектом и объектом – она не только и не столько подстраивается к изменяющимся условиям, сколько является непосредственным конструктором, формирующим глобальные системы управления и условия функционирования подавляющего большинства экономик мира в соответствии с требованиями мировой финансово-промышленной элиты.

Трансформации мировой финансовой системы

Традиционная проблема, которая никак не может быть разрешена нашим правительством – нехватка денег. Их не хватает практически по всем статьям – от молочной кухни до авиапрома. Почему?
Внешнеторговый баланс Украины, начиная с 2004 года традиционно отрицательный. По данным Государственной службы статистики Украины, дефицит внешнеторгового баланса Украины в 2011 г. составил $6,7475 млрд (хотя по данным официального сайта ЦРУ – www.cia.gov – дефицит внешнеторгового баланса Украины в 2011 г. составил $13,8 млрд).

Нет экспорта – нет денег. Нет денег – нет импорта. Не будет импорта – уровень жизни населения существенно пострадает. Такое недопустимо в нашей стране, т. к. промежуток времени от выборов до выборов ограничен, они проходят регулярно – парламентские, затем президентские, затем снова парламентские и т. д. Пойти на понижение уровня жизни за счет сокращения импорта, а значит, понизить уровень жизни избирателей – будет означать потерю существенной части электората и предоставление весомых козырей в очередной предвыборной кампании своим оппонентам. И не важно, какая именно политическая сила находится у власти.

Правильно рассматривать расклад политических сил в Украине по простой формуле: в стране существует политическая сила «Х» и политическая сила «У». Где «Х» – это «текущая власть», «У» – «текущая оппозиция». От перемены мест этих слагаемых сумма денег в кошельках среднестатистического жителя Украины не увеличивается.

Так как мы находимся в перманентном состоянии предвыборной кампании, то «текущее» правительство будет делать все, чтобы уровень жизни населения если и не рос, то хотя бы не слишком заметно падал. Как следствие – правительство будет искать источники финансирования для покрытия дефицита внешнеторгового баланса. Так как украинский капитал не может похвастаться своим присутствием за рубежом, то и ожидать притока финансовых средств от его функционирования в других странах не приходится. Впрочем, и тот капитал, что осуществляет свою деятельность за рубежом, не спешит возвращать дивиденды в страну происхождения. Дефицит будет покрываться кредитами, причем часть новых кредитов сразу уйдет на обслуживание кредитов, взятых ранее.

Импорт и ВВП Украины

ВВП Украины в 2011 году – $165 млрд, импорт – $83,22 млрд – т. е. примерно половина ВВП. Нельзя отказаться от импорта, т. к. у нас уже нет производства, которое могло бы заменить основную часть импортных товаров, пусть даже и за счет потери в качестве. Можно было бы отказаться от итальянских сапог и надеть кирзовые, но и их товарищ прапорщик давно уже продал.

У нас еще есть способность производить некоторые виды высокотехнологичной продукции на уровне лучших мировых образцов. В 2003 году министр обороны Германии был уволен со своего поста за то, что назвал наш самолет Ан-70 лучшим в своем классе. Правда, это продукция, которая была разработана еще в советские времена (какой же удивительный запас интеллектуальной прочности советских изобретений!) –
за годы «независимости» ничего принципиально нового так и не было создано.

У нас даже есть заказы на подобную продукцию. Единственно чего не хватает – оборотных средств! Как может не быть оборотных средств для государственного предприятия, если запуск производства гарантирует значительные прибыли, обеспечение работой специалистов и техников, сотрудников НИИ и КБ, а также предполагает поступление налогов в государственный бюджет?

Эксперт: Почему в Украине никогда не будет денег?, фото - Личность. «The Kiev Times» Независимый
Национальный банк?

За невероятную экономическую мудрость нам выдается положение, которое Украина, как член Международного валютного фонда (с 1992 г.), вынуждена выполнять, и в соответствии с которым украинское правительство (как и правительства многих других государств) взаимодействует со своим центральным банком – в нашем случае это Национальный банк Украины.

В соответствии с этим положением Национальный Банк Украины независим от Правительства страны. Правительство может распоряжаться таким объемом финансов для кредитования своих проектов, которое соответствует объему долларов (или иных валют, выполняющих роль резервных), поступивших в экономику. Считается, что несоответствие объема денежной массы объему долларов, поступивших в страну, ведет к инфляции.

Однако к инфляции ведут скорее всего «витина» и «юлина» тысячи, а не инвестиции Правительства в свой авиапром, космическую промышленность, строительство дорог, мостов и прочего. Когда-то США выходили из Великой депрессии, обеспечивая работой своих граждан на строительстве автодорожных магистралей. Как известно, один доллар, вложенный в строительство, привлекает из смежных отраслей дополнительно 6-7 долларов. Но если вы зададите вопрос нашим мудрым западным консультантам о том, стоит ли нам воспользоваться их опытом по выходу из кризиса, то получите уже известный ответ: «вы должны идти не тем путем, по которому мы когда-то выходили из кризиса, а тем, о котором мы вам говорим сейчас».

Политические требования МВФ – в нагрузку

В такой ситуации денег в стране всегда будет недоставать. Никто не позволит тратить кредиты от МВФ на возрождение конкурентов для Боинга и Аэробуса. Кредиты от МВФ всегда сопровождаются политическими требованиями и требованиями по изменению внутреннего и внешнего законодательства. Также традиционное требование ко всем странам, получающих кредиты МВФ – тотальная приватизация, либерализация внешней торговли, повышение коммунальных тарифов, замораживание доходов в госсекторе, повышение стоимости энергоносителей для населения и т. д. Все эти меры мощно бьют по уровню жизни людей, населяющих территории, подконтрольные МВФ. Заставить человека бороться за физическое выживание – это значит лишить его возможности задумываться о более высоких материях, способности рассуждать о путях выхода из сложившейся ситуации. И если наше правительство не берет в долг, значит выборы совсем скоро. Увеличение долгов – мера непопулярная, но как только выборы проходят, один из первых визитов официальной делегации – неизменно в штаб-квартиру МВФ за новой помощью «под очень низкие проценты».

В стране никогда не будет денег и по другим причинам

Экспорт Украины в 2011 году, по данным все того же ЦРУ
(www.cia.gov), составил $69,42 млрд. Часть из полученных средств идет на создание золотовалютных резервов (ЗВР). По состоянию на 1 января 2012 года основная их часть сберегается в так называемых «ценных бумагах». В эти «ценные бумаги» вложено
$18,675 млрд или 58,7% всех резервов (валюты в ЗВР Украины хранилось на сумму $11,717 млрд или 36,8%, а золотой запас составляет $1,385 млрд, или 4,4% от всех этих резервов, да и то – это цифры на соответствующих «золотых» счетах).
В данном случае «ценные бумаги» – это обычно не акции предприятий, а казначейские облигации США.

В них принято хранить значительную часть своих валютных резервов, так как это «надежные», хоть и не очень прибыльные «ценные бумаги». Их прибыльность порядка 1,5%. По сути – это кредитование экономики США. Приобретаются эти «ценные бумаги» на доллары, полученные от экспорта. Кредитуясь за рубежом, т. е. обменивая заработанные другими странами доллары на казначейские облигации, США попутно решают еще одну важную задачу – ликвидируют угрозу обвала своей (а значит и мировой) валютной системы, который может случиться, если какая-либо группа стран предъявит к оплате имеющуюся у нее долларовую массу (в принципе, это могла бы сделать даже одна страна – Китай – из $3,3 трлн ЗВР Китая 70% номинировано в долларах). Мы кредитуем США. Под 1,5%.

А кто кредитует нас? Международный валютный фонд. И стоимость этого кредита в тех же долларах доходит до 9-10%! Не правда ли – странная система, при которой нам не позволено кредитовать свою экономику напрямую, а приходится прибегать к столь «эффективному» посредничеству. Мы не имеем права кредитовать свое, но обязаны кредитовать иностранное правительство. В такой системе могут ли когда-нибудь появиться деньги для нас самих?

Еще одна причина, почему денег не будет никогда.

В условиях нынешней системы, при которой и существующая власть, и так называемая «оппозиция» исповедуют идеи строительства капиталистического общества, появиться украинской транснациональной корпорации не суждено. Даже если у нас появятся свои кулибины, теслы или джобсы, то для того, чтобы дорасти до уровня ТНК или хотя бы до уровня крупного капитала, необходимы снова-таки кредитные ресурсы. Стоимость кредитов для бизнеса в Украине известна, и она в разы превышает стоимость аналогичных кредитов в «развитых» и «цивилизованных» странах. Если местному капиталу удалось, в силу различных причин, дорасти до определенного уровня, при котором приходится вступать в соревнование с иностранными конкурентами, то вопрос дальнейшего развития сопровождается проблемой привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

И одно из условий выживания – ставки по кредитам, сопоставимые с предоставляемыми иностранным конкурентам. Получить равные условия можно лишь превратившись в их сородича. Это означает вывоз капитала из страны, регистрацию предприятий за рубежом, в том числе и в оффшорах. Именно поэтому из всех стран, куда направляют свои капиталы украинские олигархи, на Кипр приходится 92% от суммы всех инвестиций! И именно поэтому Кипр стабильно занимает первое место среди стран-инвесторов в Украину – примерно 24% всех иностранных инвестиций к нам поступает из этой средиземноморской страны. Именно поэтому Кипр, являясь оффшорной территорией, традиционно не попадает в список оффшоров, регулярно создаваемый Верховной Радой Украины якобы с целью борьбы с незаконной финансовой деятельностью, отмыванием денег.

В действительности, выводя капиталы из Украины, отечественные олигархи возвращают часть из них под видом «иностранных инвестиций», пользуясь защитой Закона Украины о режиме иностранного инвестирования. Это еще раз подтверждает тезис – «капитал не имеет родины». Крупного украинского капитала не может быть по определению, а помимо прочего, это означает сокращение источников пополнения налогами государственного бюджета.

Эксперт: Почему в Украине никогда не будет денег?, фото - Личность. «The Kiev Times» Приватизация вопреки экономической науке

Вопреки известной истине в экономической науке, по которой приватизации подлежат неприбыльные государственные предприятия, у нас приватизируются наиболее прибыльные. Укртелеком и облэнерго не могут быть неприбыльными! Их приватизация – не просто распродажа ценной госсобственности, но и угроза национальной безопасности. Дошла очередь до списка предприятий, не подлежащих приватизации. Из 1492 таких предприятий останется лишь 296. Можно назвать это вынужденной мерой правительства – «затыкание дыр» в бюджете. Эта мера следует из вышесказанного, она отягощена равнодушием власти к населению, которому предстоит выживать на этой земле и удел этого населения – стать сырьевым придатком в виде дешевой рабочей силы для международного финансового капитала.

Экономика Украины – экономика проедания. Проедаем оставшееся от предков, практически ничего не создавая нового. Уже и земля подготовлена к продаже. Меняя политсилы «Х» на «У», Украина движется даже не по кругу, а по спирали, которая закручивается вовнутрь, постоянно сужая радиус. В таких условиях борьба за уменьшающиеся источники обогащения обостряется. Выживающие в этой борьбе пытаются застраховать себя от очередной «перемены слагаемых». Однако поиск выхода из обреченного на катастрофу круга-спирали не входит в список основных задач «иксов» и «игреков» – более важны победы в постоянной междоусобице и окучивание электората к очередным выборам.

Приватизированные предприятия всегда успешно сокращали свои налоговые выплаты. Но наполнение бюджета никто не отменял. Посему мелкий и средний бизнес будет вновь подвергаться соковыжиманию, невзирая на возможную поочередную смену власти между «Х» и «У». И потому каждая новая-старая власть после очередных выборов незамедлительно спешит за новыми кредитами к МВФ.

Возможен ли выход из замкнутого круга?

Украина, как и большинство стран мира, и в обозримом будущем будет оставаться в роли догоняющей, привычно находиться в состоянии кризиса и действовать в параметрах заранее сверстанного и навязанного нам сценария действий.
Выжить в современных условиях и проводить самостоятельную политику может лишь государство или объединение государств, способных жить в условиях автаркии. Это не означает, что необходимо жить в таких условиях – необходимо быть способным к этому.
Автаркия – система замкнутого воспроизводства сообщества с минимальной зависимостью от обмена с внешней средой; экономический режим самообеспечения страны, в котором минимизируется внешний товарный оборот. В современной экономической лексике автаркией обозначают экономику, ориентированную вовнутрь, на саму себя, на развитие без связей с другими странами. В этом плане автаркия – закрытая экономика, экономика, предполагающая абсолютный суверенитет. (Толковый словарь «Инновационная деятельность», 2008)
Такой абсолютный суверенитет, при котором нет необходимости выслушивать советы МВФ, ВБ, ВТО и прочих, могут позволить себе считанные государства.

Для этого государству или объединению государств необходимы:
– колоссальные запасы природных ресурсов;
– мощный научно-технический потенциал, способный создавать и реализовывать в серийном производстве передовые достижения науки и техники;
– вооруженные силы, способные защитить территорию этого или этих государств, наличие которых не допускает даже появление мысли о возможности нападения у потенциального агрессора;
– самодостаточный рынок, способный создать и потребить любую высокотехнологичную серийную продукции – таким считается рынок в 250 млн человек.

Сочетание всех этих составляющих в наиболее полной мере присутствует лишь в Евразийском экономическом союзе. По мере его развития и вступления новых стран в ЕврАзЭС мощь и способность к самостоятельному развитию этого объединения будет усиливаться. Как будет усиливаться и сопротивление со стороны «стран развитой демократии» созданию мощного союза – ЕврАзЭС. Но и сегодня объединение России, Белоруссии и Казахстана – это почти 40% мировых запасов природных ресурсов, второй в мире ядерный потенциал, квалифицированная рабочая сила, достаточные сельскохозяйственные ресурсы. И, кроме того, уникальное разнообразие климатических поясов – от заполярья до субтропиков.

К сожалению, интересы нынешнего руководства Украины – это интересы крупного капитала, уже интегрированного в мировую финансовую систему и находящегося в жесткой зависимости от интересов мирового финансово-промышленого капитала. А интересы эти заключаются в первую очередь в недопущении формирования, а точнее, возрождения геополитического полюса на постсоветских территориях Евразии и усиления каких бы то ни было интеграционных процессов среди республик бывшего СССР (такая задача ставится в Резолюции 120 Конгресса США в поддержку независимости Украины, принята Палатой представителей 04.09.1996, Сенатом США 20.09.1996). Именно поэтому власть в Украине, нынешняя или «объединенная оппозиция», будет отрабатывать указания «уважаемых» глобальных финансовых организаций (впрочем, нынешняя «оппозиция» – не столько представители крупного украинского капитала, сколько сидящие с юных лет на западных грантах представители «демократической общественности» – такая «пятая колонна» обходится Западу намного дешевле).

Евразийский вектор

Интеграция Украины в Таможенный союз (ТС) и евразийские структуры, как ни странно, в большей степени выгодна именно Украине, чем остальным участникам ТС. И без Украины объединение будет мощным, будет оказывать сопротивление МВФ и прочим глобальным финансовым структурам. Однако стать полностью независимым геополитическим полюсом будет затруднительно. Присоединение Украины к ТС создаст рынок с населением примерно в 220 млн человек. Это еще не 250 млн, но эффект от увеличения уже будет заметным для всех участников.

Без ресурсов Евразии и полноценного участия в разделении труда со странами ЕврАзЭС Украина останется деградирующим сырьевым придатком Запада, где основной целью рожденной здесь молодежи будет поиск лучшей доли за пределами страны. В случае интеграции в ТС и ЕврАзЭС Украина получит возможность возродить свой научно-технический потенциал, восстановить военно-промышленный комплекс.

Война, о которой шла речь в самом начале, не за горами. Если не выстоит Сирия, возьмутся за Иран незамедлительно. Как сказал З. Бжезинский: «Сирия и Иран станут последним гвоздем в крышку гроба России и Китая». Установление контроля над Ираном, кроме всего прочего, будет означать возможность влияния Запада на формирование мировых цен на газ, а значит и на бюджет Российской Федерации (примерно так, как это было в начале 80-х с мировыми ценами на нефть). Возможно, многими нынешними близорукими политиканами это было бы воспринято с радостью. Но в случае присоединения Украины к ТС и ЕврАзЭС рост российского бюджета сказался бы положительно и на украинской экономике. Уже сегодня предприятия Белоруссии и Казахстана принимают участие в тендерах на российские госзаказы и получают доступ к расширенным кредитным ресурсам.

Украине крайне важно восстановить военно-политические связи в рамках ЕврАзЭС. ВПК Украины до сих пор получает до 70% комплектующих из России. Создание единого оборонного комплекса, единой системы ПВО и ПРО, помогло бы предотвратить надвигающуюся угрозу передела евразийских ресурсов – НАТО еще в 2006 году заявляла о возможности военного решения «угрозы энергетической войны», которую, по мнению этой организации, ведет Россия, устанавливая цены на углеводороды, не устраивающие западноевропейские страны. Совместными усилиями Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан уже в таком составе могут создать непобедимую группировку, обладающую всем необходимым для самостоятельного развития в интересах народов, населяющих этих страны.

21 декабря 2012, 14:02
2
Версия для печати Отправить
«   »
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Новости

23:4622:4721:3620:4118:5616:2314:2913:0112:2312:1410:469:599:268:4323:4621:4620:4116:3216:2314:2913:3312:4712:0311:4310:46
Все новости »

Другие рубрики