В ближайшее время Украина вряд ли восстановит контроль над оккупированными территориями Донбасса
Премьер Арсений Яценюк оценил потери экономического потенциала страны в 20%. Мы решили выяснить, как экономика Украины будет жить без этого региона, а мятежный Донбасс без Украины. И во сколько в конечном итоге обойдется воссоединение и восстановление украинских территорий.
Энергетическое уравнение
Пока что самой большой потерей страны от оккупации Донбасса является резкое снижение выдаваемого на-гора угля. А на этом виде топлива в Украине работает добрая половина теплоэлектростанций.
— Из 150 шахт, которые добывают уголь различных марок, 83 шахты находятся в зоне, которая не контролируется украинской властью. Мы временно потеряли около 30 млн тонн угля в год. Из них около 16 млн тонн идет на нужды теплостанций, — заявил Юрий Продан.
Правда, не весь этот уголь используется в Украине. Часть своей продукции Донбасс тратил на себя. Кроме того, в регионе нет собственного газа.
— В Донбассе находится много крупных предприятий, которые потребляют большое количество энергоресурсов, — рассказал сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. — Одно из крупных химических предприятий находится в Горловке. И там вместо угля потребляют газ. А потребляют они около 20% всего объема голубого топлива нашей страны.
Получается, что уголь из Донбасса Украина не покупает, а газ туда исправно поставляет. Правда, украинский уголь зачастую оказывался дороже импортного. Уголь из ЮАР обошелся нам в 120 долларов за тонну с доставкой. Сейчас ведутся переговоры о покупке этого топлива в ЮАР. А часть наших госшахт продавала уголь по 2300-2600 грн. за тонну.
Как говорит эксперт, где-то половина государственных шахт являются дотационными. И война в Донбассе развязывает руки правительству — эти предприятия просто закроют. В Коалиционном соглашении предполагается, что все государственные дотационные предприятия должны быть приватизированы. Те, которые не купят инвесторы, будут закрыты до 2019 года.
— Сейчас невозможно найти инвестора, который захочет вкладывать свои деньги в столь рисковый вид бизнеса, — поясняет Дмитрий Марунич. Будем откровенны: война помогла правительству избавиться от убыточных шахт.
Регион потерял и предприятия, и людей
По сообщениям в СМИ, многие предприятия в регионе перестали существовать.
Согласно статистическим данным за прошлые годы, в Донецкой области стабильно производилось 11,5-12,5% ВВП, в Луганской — 4-4,5%. Совокупно на два региона приходилось 16-17% ВВП. С учетом того что не все предприятия области находятся в зоне АТО, премьер, похоже, несколько сгустил краски, оценив потери экономики в 20%. Хотя если считать потери смежных отраслей и опасения инвесторов, то, может, и получится такая цифра.
Однако не стоит повторять уже набившую оскомину фразу о том, что «Донбасс кормит всю Украину». Да, производится здесь немало, но ведь и рабочих рук не меньше! И та же статистика Госкомстата свидетельствует, что по показателю ВВП на одного человека эти регионы находятся на среднестатистическом уровне. Так, в Донецкой области эта цифра находится на уровне 38 907 грн./человека, в Луганской — 25 950 грн. Притом что средний показатель по Украине составляет 32 002 грн.
— Реальные потери ВВП уже сейчас достигли минимум 15%, — считает экономист Всеволод Степанюк. — Ведь даже на отвоеванных территориях большая часть предприятий не работает. Но дело не только в неработающем производстве — уничтожается человеческий потенциал. Многие кадры уехали, причем уехали безвозвратно!
По этой же причине маловероятна реализация планов проведения в регионе собственной бюджетной и фискальной политики, добавил финансовый аналитик Максим Сероус.
— Начнем с того, что для этого нужен огромный интеллектуальный потенциал, профессионалы с многолетним опытом работы, — отметил эксперт «Комсомолке». — Но даже при наличии таких кадров на это уйдут годы работы, а до тех пор регион ждут гиперинфляция и катастрофическое обнищание населения.
Какими станут Донецкая и Луганская области, во многом зависит от того, кто, как и на какие деньги будет поднимать их из руин. Кабмин время от времени возвращается к этому вопросу, и за последние полгода мы слышали разные цифры — от 3 до 20 млрд грн. Однако все это — просто заявления, где брать деньги, по-прежнему непонятно. Тем более учитывая, что АТО продолжается, сумма растет не по дням, а по часам.
— В регионе огромные потери: разрушены жилые здания, предприятия, дороги, мосты, — говорит Максим Сероус. — В такой ситуации 1-2 миллиарда не помогут — на восстановление инфраструктуры Донбасса понадобятся десятки миллиардов гривен. Но это вопрос далекой перспективы.
5 самых пострадавших предприятий Донбасса
1. Луганская ТЭС (Счастье) — тепловая электростанция общей установленной мощностью 1360 МВт (сейчас из-за войны — 260 МВт).
2. Авдеевский коксохим — крупнейший в Европе (включая Россию) производитель коксовой продукции для металлургии — 30 видов коксовой и химической продукции для отечественного рынка и зарубежья.
3. Шахта «Комсомолец Донбасса» (Кировское) — крупнейшее в Украине угледобывающее предприятие — 4 миллиона тонн угля в год (8% годовой добычи в стране).
4. Ясиноватский машзавод — производитель проходческого оборудования (проходческие комбайны, бурильные установки, дробильные комплексы и т.д.) для 30 стран мира.
5. Донецкий казенный завод химических изделий — одно из крупнейших в своем роде предприятий на территории бывшего СССР, которое занималось расснаряжением и утилизацией боеприпасов.
ПРОГНОЗ
По мнению экпертов, возможны три сценария развития экономики региона.
Оптимистический
Боевые действия завершатся, ситуация уляжется, и Донбасс ждет судьба Приднестровья. Однако, несмотря на то что для мира он будет непризнанной республикой, предприятиям региона удастся найти формулу экономического сотрудничества с Украиной.
Пессимистический
Этот сценарий предполагает разрыв всех производственных цепочек, которые формировались долгие годы. Соответственно Донбасс ожидает рост безработицы и дальнейшее падение доходов. То есть назревает проблема с продовольственной безопасностью.
Фантастический
— Есть еще третий сценарий — идеалистический: ситуация откатывается назад, и Украина снова становится единой, — продолжает эксперт. — Но, к сожалению, сегодня проблемы зашли так далеко, что этот сценарий выглядит как фантастический.