Нынешняя предвыборная кампания дала очередной повод для обсуждения газовой проблемы. Ключевой темой стала возможность уменьшения закупок российского газа и снижения его цены для Украинского государства.
По этому поводу есть различные мнения. Одно из них на днях озвучил кандидат в президенты Украины Петр Порошенко. Выступая перед жителями городка Бережаны Тернопольской области, он заявил, что Украина уже в 2016 году сможет полностью отказаться от поставок российского газа.
Заменить российский газ кандидат в президенты предлагает реверсными поставками из Словакии и газом собственной украинской добычи, включая сланцевый. Однако такие предложения Петра Порошенко вызвали множество вопросов у экспертов.
Читайте: Газовые планы Порошенко нереальны
Если предположить, что Словакия при самом успешном варианте развития проекта сможет перекачать 8 млрд кубометров газа в год, то где брать остальные? Ведь Украина потребляет около 50,4 млрд кубометров газа в год, а добывает лишь около 20 млрд кубометров соответственно. Где же брать оставшуюся половину — примерно 22 млрд кубометров газа — в 2014—2015 году? При этом, чтобы газотранспортная система Украины работала как единое целое, через нее нужно прокачивать около 60 млрд кубометров транзитного газа в год .
Или отказ от российского газа в Украине решили провести через сокращение его потребления? Если из украинской статистики вдруг выпадет Донецкая и Луганская области, то этих цифр потребления голубого топлива, конечно, за пару лет достичь вполне реально. Но ведь на практике это означает выход этих территорий из состава Украины! А за отделение Донбасса от Украины вроде никто из кандидатов в президенты пока еще не выступает?
Читайте: Счет «Газпрома» «Нафтогазу» в $11 млрд
Вся схема с реверсом газа из Европы в Украину сможет работать, если ЕС будет наращивать добычу газа на шельфе Северного моря. Иными словами, Норвегия, Дания, Германия и Нидерланды с Великобританией должны постоянно поддерживать добычу газа на текущем уровне.
Увы, но это уже невозможно — запасы газа на североморском шельфе и в Норвежском море постепенно снижаются. А это означает, что доля «Газпрома» в поставках газа в Европе будет равна примерно 25—30%. При таких условиях реэкспорт газа в Украину можно будет проводить только с наличием соответствующих пунктов в контрактах с российским газовым монополистом. Ну и главное, чтобы в газопроводах и подземных газовых хранилищах Европы был этот самый свободный газ для украинского реверса.