The Kiev Times - ежемесячная аналитическая газета и новостной сайт

Duty Free — исторический шанс для Одессы

17 апреля 2014, 7:13
27
Версия для печати Отправить
Одесский порт

Обозреватель Александр Роджерс о Duty Free для Одессы.

После аналитической публикации относительно последствий возможного отсоединения Донбасса для украинской экономики мне пришло несколько писем от знакомых одесситов с просьбой описать возможные перспективы и последствия от создания Одесской республики (или автономии).

Аналитики и кибернетики для того и существуют, чтобы моделировать гипотетические ситуации, и я решил попробовать сделать краткий анализ возможных последствий.

Для начала немного общих сведений. Одесская область. Население — 2,4 миллиона человек (5,6% от общеукраинского, 5-е место среди регионов). Площадь — 33 300 кв. км (6% от общеукраинского, 1-е место среди регионов). Экспорт — 1,4 миллиарда долларов (информация областного управления статистики). Импорт — 3,8 миллиарда долларов. Дефицит торгового баланса — 2,4 миллиарда долларов.

Читайте: Иностранные эксперты не верят в гривну

Как видим, область глубоко дотационная. И если мы посмотрим сведения за предыдущие годы, то обнаружим, что с каждым годом разрыв между экспортом и импортом растет. Так, в 2012 году экспорт был 978 миллионов долларов, импорт — 2920 миллионов долларов, а дефицит торгового баланса составлял всего 1942 миллиона долларов. В 2011 дефицит был еще меньше, и так далее. Если не предпринимать ничего кардинального, чтобы стимулировать развитие, то «жемчужина у моря» может засохнуть и сморщиться.

Текущий план по развитию региона до 2020 года не предусматривает ничего кардинального, ограничиваясь общими словами про «розбудову» и «продуктивне село».

В построении стратегии развития нужно отталкиваться от реалий, учитывать местные преимущества и недостатки. Область относительно бедна природными ресурсами, поэтому добывающей промышленности в ней не построишь, зато она является природной рекреационной зоной и пересечением торговых путей с юга на север и с востока на запад. При этом Одесса и Ильичевск являются портовыми городами, обладающими значительной пропускной способностью.

Читайте: Карасев предсказал судьбу парламентской коалиции

Есть проверенный практикой способ стимулирования развития портовых городов — это превращение их в порто-франко.

Porto franco (итал. свободный порт) — порт, пользующийся правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров. Порто-франко не входит в состав таможенной территории. Часто создается при сооружении нового порта с целью привлечения грузов и увеличения товарооборота. Большинство международных аэропортов имеют аналогичные зоны, хотя они, как правило, называются интернациональной или таможенной зонами — Duty Free.

В Одессе режим порто-франко действовал с 1819 по 1858 годы. Вот что говорит нам историческая справка. Своим нынешним международным торговым значением Одесса обязана своему порто-франко, приостановление которого затормозило ее экономический рост.

Режим беспошлинной торговли сразу сделал город одним из мировых торговых центров. Фактически для всех негоциантов, торговавших с Российской империей, Одесса стала единственным безальтернативным вариантом для ввоза и вывоза товаров с южного направления. Ведь при обычных условиях купец, еще не будучи уверен в том, что его товар купят, нес финансовые расходы из-за уплаты пошлины. С введением порто-франко процесс торговли через Одессу стал выглядеть крайне просто. Купец привозил свой товар, без таможенной волокиты сгружал его и продавал на месте, будучи уверен в том, что товар его купят, так как в городе с введением порто-франко количество предпринимателей выросло, по меньшей мере, в 10 раз.

Читайте: Медведев напомнил Украине «о сотнях миллиардов долларов»

После этого купец грузился российским товаром, как правило — хлебом, и отплывал. Город при этом получал огромные возможности для развития.

Покупая сырье без пошлины, предприниматели, естественно, открывали в черте порто-франко и заводы, перерабатывающие это сырье. А уже потом, готовая продукция считалась произведенной на территории России и так же, без пошлин, продавалась внутри страны. Нередко произведенная из ввезенного сырья в одесской черте порто-франко продукция вообще не выходила за пределы таможенных постов, сразу отправляясь за границу. Многие делали себе состояние как перекупщики, скупая иностранный товар и продавая его сразу за границу. Благодаря этому Одесса стала одним из основных перевалочных торговых пунктов средиземноморской и черноморской торговли.

Огромное количество рабочих мест и необычная дешевизна привлекали в Одессу массу представителей самых разных профессий. За пределами границ порто-франко появлялись стихийные поселки, жители которых каждое утро были вынуждены проходить таможню по пути на работу. За первые пять лет порто-франко Одесса вышла на третье место по торговым оборотам в империи, а затем и на второе, немного уступая только Петербургу.

Однако постепенно плюсы порто-франко начали становиться минусами. Выросший поток производимых товаров настолько перегрузил таможенные посты, что таможенники попросту не справлялись с ним. В результате товары шли через таможню почти без досмотра, а сами таможенники сказочно богатели на подношениях предпринимателей.

Читайте: Германия не поддержит Украину

Вечно развивать промышленность и торговые офисы в черте порто-франко было невозможно. Попросту кончилась земля. Следовательно, предприниматели Одессы разделились на две большие группы — те, чьи конторы, производства и склады находились в черте порто-франко, и те, кто вынужден был работать вне этой черты, а значит, и закладывать в расходы уплату пошлины. В результате порто-франко начало не способствовать развитию промышленности, а напротив — тормозить ее.

За каждый клочок земли в черте города велись настоящие войны. Одни предприниматели пытались удержаться в черте порто-франко, другие — пытались их оттуда вытеснить. Деньги, нападения откровенных преступников, попытки надавить при помощи городских и губернских властей — такими были основные методы борьбы за золотые метры зоны порто-франко. Скученность населения в черте порто-франко стала невыносимой. Многие негоцианты даже бросили собственно торговлю и начали спекулировать землей и зданиями в черте порто-франко. Но всем было ясно: строить в черте порто-франко больше негде. Следовательно, строить дома и заводы надо, просто делать это необходимо за чертой беспошлинной торговли. Иначе город перестанет справляться со все увеличивающимся товарооборотом. Не то что перерабатывать — хранить привезенные в город товары было просто негде.

Одессе было тесно в поясе границ порто-франко, которые из защитного барьера превратились в удавку, искусственно сдерживающую развитие города. Поэтому со временем порто-франко было отменено.

Однако сейчас можно получить все выгоды порто-франко, избежав его недостатков, если объявить зоной Duty Free всю Одесскую область (и не беспокоясь, что свободное пространство закончится). Это позволит не только повысить товарооборот области, но и решить множество проблем с контрабандой, традиционно мучающих Одессу. Хотя сделать это можно только получив особый статус — как минимум автономной республики.

Читайте: Чью сторону примет Китай?

Курортной же составляющей одесской экономики особый статус никак не помешает. Как не мешает он таким курортным зонам, как Дубай, Монте-Карло, Люксембург или Мальта (Ла-Валетта).

Выбор на самом деле невелик: или Киев продолжит ограничивать развитие Одессы, продлевая упадок региона и с каждым периодом увеличивая необходимые дотации, или Одесса получит историческую возможность для интенсивного роста.

17 апреля 2014, 7:13
27
Версия для печати Отправить
«   »
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Новости

22:4721:3620:4118:5616:2314:2912:3711:4310:469:378:4322:4721:3620:4118:5616:2314:2912:3411:4310:469:378:4323:4622:4721:36
Все новости »

Другие рубрики