The Kiev Times - ежемесячная аналитическая газета и новостной сайт

Как в Украине построить дороги без ям? – Тимар Андрас

25 декабря 2013, 18:43
1
Версия для печати Отправить
Тимар Андрас

Еще в ХIX веке прозвучала апокрифическая фраза, чаще всего приписываемая Гоголю: «В России две беды: дураки и дороги». С тех пор в Украине если дороги и стали лучше, то не намного. Сейчас, когда границы между странами весьма условны, это острее всего чувствуют европейцы, перемещаясь со своих шикарных суперсовременных автобанов на наши подобия автомагистралей с ямами, рытвинами и колдобинами. То, что наши водители к ним привыкли, проблему не снимает. Плохие дороги – это аварии, гибель людей и низкий престиж страны в мире.

Однако, как известно, истина виднее со стороны. Поэтому не зря, наверное, Forbes поговорил о проблеме с творцом венгерской «дорожной революции» Тимаром Андрасом. Он работал старшим специалистом по автодорогам в Европейском банке реконструкции и развития, а до этого возглавлял Бюро концессионных дорог Венгрии. Во многом благодаря Андрасу венгерские дороги признаны лучшими в Центрально-Восточной Европе.

Нет 62 млрд? Так постройте для начала 50 км хорошей дороги!

В Украине 170 тысяч километров дорог. Премьер Николай Азаров подсчитал, что на их ремонт и строительство новых, современных нужно $62 млрд. Таких денег Украина потратить только на дороги не может. Не следует ли признать, что мы слишком бедны для хороших автомагистралей?

«Это абсолютно неверное мнение, ‑ говорит Тимар Андрас. – Конечно, замена страх дорог новыми то долго. И надо признать, что и через 5 лет у вас не будут все дороги чудесными. Тем более, когда Украина стоит на грани банкротства».

Читайте: Главные украинские дороги станут «автобанного» качества через 10 лет

Поэтому, по мнению венгерского эксперта, нужно начать с малого. Выделить не 62 млрд долларов, а совсем немного – чтобы хватило для постройки 50 км, но уже отличной, европейской дороги! Выбрать для этого самый важный стратегический участок. В Венгрии это было скоростное шоссе в Австрию.

Обязательно пригласить зарубежных специалистов, купить качественную технику и стройматериалы, перенять весь зарубежный опыт строительства дорог по международным тендерам.

Читайте: Украинские дороги назвали «корытом, которое кормит семью Януковича»

«Вам, конечно, ваши специалисты крикнут: не надо нас учить, мы и сами знаем как строить, нам нужны только деньги, а не учителя из-за границы! Не слушайте их. Украинские специалисты отличные, но опыта строительства таких дорог как в Европе, у них нет», ‑ считает Тимар Андрас.

Чтобы деньги не разворовали, нужен независимый проверяющий

Скоростные дороги в Европе, кстати, начал строить, когда на 1000 жителей стало приходиться 200-250 автомобилей. А Украине – пока 150. Поэтому, по мнению Андраса, нам еще рано увлекаться автобанами. Однако разрабатывать их уже надо.

Читайте: Украинские дороги попали в десятку наихудших в мире

Вот тут и встает во весь рост проблема коррупции. О чем говорить, если деньги, выделенные государством на передовые разработки, элементарно разворовывают чиновники? Когда в горе-тендерах побеждают не лучшие, а «ручные» фирмы?

По словам Андраса, коррупция есть везде, и в развитых странах тоже. Банальные «крестовые походы» государства против нее ничего не дадут. Как можно победить коррупцию, если с ней борются сами коррупционеры? Любая борьба с воровством сводится лишь к увеличению бюрократии, документированию каждого шага и каждой копейки.

Намного лучший результат, говорит Тимар Андрас, если в проекте разработки и в тендере присутствует независимый эксперт с правом голоса. Например, МВФ или Всемирный банк всегда требуют, чтобы при реализации их проектов в той или иной стране, куда они вложили деньги, всегда присутствовал неподкупный проверяющий со стороны.

Владельцы авто должны за дороги платить больше пешеходов

Конечно, самый простой путь – это отдать дороги в концессию, привлечь инвесторов, ввести платные автомагистрали. В этом случае тяжести на государство ложится намного меньше. Сам Тимар Андрас – большой поклонник концессий.

Однако сегодня в Украине это не сработает. Деньги, вложенные в дороги, возвращаются инвесторам в течение 15 лет. «А кто же вложит в ваши дороги большие средства на такой срок, если в стране нет политической стабильности?» ‑ говорит Тимар Андрас.

«Поэтому – считает эксперт, ‑ у вас нет другого пути, кроме как увеличить доход от эксплуатации уже действующих дорог. Очень неразумно и несправедливо, что у вас за дороги в одинаковой степени платят все налогоплательщики. 20% налога, включенных в цену топлива, ‑ это смешно. В Европе этот налог может дойти до 60%, да и само топливо дороже. Да и разве должны те, у кого есть машины, платить наравне с теми, у кого их нет? Поэтому лучше слегка увеличить налог на дороги для владельцев машин».

Тимар Андрас уверен, что эти шаги приблизят то время, когда и в Украине будут европейские автобаны.

Как в Украине построить дороги без ям? – Тимар Андрас, фото - Экономика. «The Kiev Times»

Пока наши дороги вот такие. Фото: ТСН.

25 декабря 2013, 18:43
1
Версия для печати Отправить
«   »
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Новости

23:4622:4721:3620:4118:5616:2314:2913:0112:2312:1410:469:599:268:4323:4622:4721:4620:4118:5616:3216:2314:2913:3312:4712:03
Все новости »

Другие рубрики