The Kiev Times - ежемесячная аналитическая газета и новостной сайт

Платные дороги Украины

23 июня 2014, 8:59
9
Версия для печати Отправить
машины

Как организовать сбор денег на платных автодорогах так, чтобы заплатили все и государство не осталось в минусе. Дмитрий Черненький, директор департамента «Интегрированные транспортные системы» ДП «Сименс Украина»

Мининфраструктуры хочет ввести обязательную плату для автомобилей с максимально допустимой массой 12 тонн и более за проезд по автомобильным дорогам Украины. Соответствующий проект закона еще в прошлом месяце был направлен на рассмотрение Кабинета министров.

В документе говорится, что именно интенсивное движение тяжеловесного транспорта является одной из основных причин разрушения украинских дорог. А за счет платных дорог можно собрать дополнительные средства на их ремонт.

Предполагается, что введение платы за проезд авто тяжелее 12 тонн на сети украинских дорог в 21 000 км позволит привлечь на ремонтно-строительные работы около 4-8 млрд грн (в зависимости от тарифа — 0,5-1 грн/км). Перечень платных дорог, тариф и порядок использования средств будет устанавливать правительство.

Читайте: Аваков об искуплении

Сейчас доход Государственного дорожного фонда формируется в основном за счет поступлений от акцизного сбора и ввозной пошлины на импорт нефтепродуктов, транспортных средств и шин.

В случае принятия законопроекта перевозки грузовым автотранспортом станут платными с 1 января 2016 года. К этому времени уже должна быть готова система взимания платы за проезд.

Платные дороги = коррупция

Украина не новатор в этом вопросе: оплата за проезд взимается практически во всех странах Западной и Восточной Европы, и их опыт можно и нужно использовать в Украине. При этом желательно не идти по тем граблям, на которые наступали предшественники.

Одна из проблем платных дорог — коррупция. Основной ресурс коррупционной составляющей кроется в организации системы сбора денег за проезд по автомагистралям. В большинстве стран применяются две системы взимания платы: на основе технологии микроволновой передачи данных (работает в Австрии, Беларуси, Чехии) и спутниковой передачи данных (Германия, Словакия).

Суть первой заключается в использовании для тарификации портальных комплексов. В каждом авто, с которого взимается плата, должно быть бортовое устройство. Установленные на дороге порталы считывают сигнал с устройства и передают в центральный офис, где фиксируется оплата за проезд. Среди плюсов: недорогое и простое устройство для автомобиля. Среди минусов: большие затраты на эксплуатацию.

К примеру, для дороги в 100 км необходимо два портальных комплекса (в начале и конце дороги), а также на каждом ответвлении. В реальности получается, что на современную 100-километровую трассу необходимо установить около 50 порталов (стоимость одного варьируется от 200 000 до 500 000 евро). Каждый портал — это не только траты на строительство и содержание, но и источник коррупционных схем по примеру строительства и содержания автодорог.

Спутниковая система взимания платы — современнее. С помощью порталов только контролируется оплата, а не ведется учет километража (а значит, порталов нужно значительно меньше). Кроме того, спутниковая система может покрыть все дороги страны. Для этого нужно оцифровать карту дорог и каждому участку присвоить его тариф (дороги для тарификации и размер сборов устанавливает государство).

Читайте: «Facebook министр» Аваков

С перевозчиком заключается договор на предоставление услуги тарификации проезда. Возможна как предоплата за пользование дорогами, так и оплата по факту проезда. Бортовое устройство на автомобиле само высчитывает километраж и сумму оплаты и выдает на сервер уже готовый тарифицированный путь.

Технически это решается с помощью бортовых устройств для грузовых автомобилей и каналов связи с биллинговой системой (аналогичной системам, используемым операторами мобильной связи). В современных системах используется спутниковая технология GPS/Galileo/ГЛОНАСС — для тарификации маршрута и технология мобильной связи GSM/GPRS — для каналов связи. Такая комбинация позволяет тарифицировать реальный пройденный путь автомобиля по автодорогам с точностью спутниковых навигационных систем.

Порталы здесь используются только для контроля правильности оплаты и начисления штрафов в случае нарушений (неработающее бортовое устройство на автомобиле или неправильные параметры автомобиля) и устанавливаются в ключевых точках автодорожной сети (с наибольшими потоками). Штрафуют «зайцев» государственные структуры, в основном это дорожная или национальная полиция.

Не заплатит только 0,1% автомобилей

«Биллинговую» часть такой системы можно разработать и запустить в течение 6-7 месяцев, которые уйдут на создание сети пунктов продаж, дата-центра и всей серверной структуры, а также поставку первой партии бортовых устройств.

Система контроля должна создаваться и запускаться параллельно с биллинговой и через 8-9 месяцев может работать в полную силу. С этого момента эффективность работы системы взимания платы за проезд будет на уровне 98-99,9%. Это значит, что все перевозчики, подпадающие под действие закона об оплате, будут платить.

Читайте: Цена Крыма

По нашим предварительным подсчетам, создание такой системы обойдется примерно в 180-200 млн евро, а годовые сборы составят 200-350 млн евро. Хотя, сборы будут напрямую зависеть от установленного государством тарифа и дорог, определенных для тарификации.

Важно, чтобы оператором такой системы была частная компания (госуправление — это завышенные расходы плюс коррупция), выбранная на основе государственного тендера. Обычно такая компания берет на себя обязательства создать систему и получает право эксплуатировать ее в течение 10-15 лет. Часто такая компания выступает инвестором или соинвестором создания системы оплаты.

В цивилизованном мире победителями тендеров, как правило, становятся высокотехнологичные вертикально интегрированные компании.

23 июня 2014, 8:59
9
Версия для печати Отправить
«   »
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Новости

23:3622:4721:3620:4119:3918:5616:2314:2912:3411:4310:469:498:4323:4622:3721:4620:4118:5616:2314:2913:3313:0112:3411:3310:46
Все новости »

Другие рубрики